Язов из-за ГКЧП похудел на 26 килограммов

   
   

О том, как готовился и почему не удался этот «переворот», вспоминает один из его участников Василий Стародубцев (в 1991 г. – народный депутат СССР и глава аграрного союза).

-  Войти в ГКЧП мне предложили осенью 90-го Павлов и Тизяков (тогдашние премьер-министр СССР и глава Ассоциации госпредприятий. – Прим. ред.). К ноябрю-декабрю я уже был посвящен во все дела. Тогда же начали готовиться к выступлению. В комитете я курировал вопросы сельского хозяйства. Делалось все в строжайшем секрете: ни Ельцин, ни его окружение до последнего дня так ни о чем и не узнали.

        

Почему ГКЧП проиграл? Прежде всего, в наших действиях не было должной решительности – ни штурма Белого дома, ни ареста Ельцина, как планировалось. Сказалось отсутствие генерала Варенникова (бывшего главкома Сухопутных войск ВС СССР. – Прим. ред.)– он нас поддерживал, но в те августовские дни находился в Киеве. Будь он с нами, события могли бы повернуться в другую сторону. Увы, наши «силовики» – Язов  и Крючков - оказались не на высоте положения. Во многом навредило нам и бегство к Ельцину генерала Грачева, и поведение тогдашнего главного телевизионщика страны Кравченко: вместо разъяснительной работы с народом он лишь транслировал по телевидению балеты и классическую музыку… Но главное -    удручало поведение людей. Практически никто не пришел к Кремлю нас поддержать - зато на стороне Ельцина выступили десятки тысяч. Конечно, хватило бы одного холостого залпа по толпе, чтобы она разбежалась. Но в ГКЧП стрелять в свой народ не собирались. Кровь нужна была, скорее, «демократам», чтобы потом свалить всё на нас. Как, собственно, и получилось с погибшими ребятами (Усовым, Комарём и Кричевским, погибшими под гусеницами бронетехники и посмертно получившими звание Героя Советского Союза – Прим. ред.). Их поступок ничего не решал: техника и так уходила из Москвы.

        

Арестовали меня одновременно с Павловым. Ночью вывезли в Тверскую область, потом опять же ночью вернули в Москву. Позже мне рассказывали, что, якобы, рассматривался план нашей ликвидации: во время перевозки на охрану нападают «наши сторонники» и во время перестрелки мы погибаем… В «Матросской тишине» членов ГКЧП разместили по отдельным камерам. Правда, в них находились ещё один-два человека – «подсадные утки». Изоляцию  от внешнего мира устроили невероятную. Свет в камерах горел ночью и днем – то ли чтобы «давить на психику», то ли чтобы облегчить за нами наблюдение. Кормили так, что Язов потерял 26 кг веса. Я похудел меньше всех - килограммов на 5-6.

Несколько лет назад мы собирались в Москве все вместе (те, кто дожил): фотографировались, выпивали по чарке. Может, и на эту годовщину что-нибудь придумаем…

Записал Сергей БОРИСОВ

Смотрите также: