Какие страны хотят оттяпать кусок от России?

   
   

Российские пограничники, которым пришлось оставить несколько постов в пользу китайских коллег, утверждают, что, кроме лягушек на болотах, ничего китайской стороне не досталось. Но так ли бесполезны были эти земли для нашей страны? Какие ещё государства имеют территориальные претензии к России? И насколько чётко разделена наша страна внутри?

Большинство пограничных споров Россия унаследовала от СССР. Если ранее диалог не вёлся, то теперь страны-соседи всё чаще и громче заявляют о желании «поделить» землю. Государственная граница объединяет РФ с 16 странами. По суше с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Китаем, Монголией, Северной Кореей, по морю — с Японией и США. Как проанализировали ситуацию специалисты, сейчас только с шестью государствами (Финляндией, Польшей, Монголией, Северной Кореей, Белоруссией и Литвой) нет территориальных споров. Некоторые страны свои притязания связывают с различными историческими событиями, в ходе которых, по их мнению, были несправедливо отвергнуты территории в пользу Советского союза. Другие в конкурентной борьбе за новые территориальные приращения руководствуются скорее геоэкономическими соображениями.

Разрешившийся спор с Китаем, которому отошли небогатые природными ресурсами, но стратегически важные для России территории, по заверениям Министерства иностранных дел РФ ещё больше увеличить экономические связи между странами. Ведь только за этот год товарооборот между Россией и Китаем вырос на 60%. Причем, если ранее речь шла в основном о торговле китайской стороны с Сибирью, теперь восточные производители и продавцы будут продвигаться всё западнее.

Наиболее известное территориальное требование — претензии Японии по поводу Южно-Курильских островов. Причём страну восходящего солнца в этом вопросе поддерживает и США.

Эстония и Латвия тоже претендовали на часть российской территории. При этом они ссылались на мирные договоры от 1920 года, по которому Эстония требовала вернуть ей Печорский, а Латвия Пыталовский район Псковской области. Но условия вступления в НАТО таковы, что у членов не должно быть никаких спорных территорий, поэтому эстонцам и латышам пришлось официально отказаться от своих претензий.

Значительная часть претензий и споров касается территорий морских пространств. С Украиной Россия не может согласовать статус Керченского пролива и Азовского моря. Прикаспийские государства требуют раздела Каспия и, прежде всего, его шельфа, кусок которого хочет получить не только Казахстан, но и Туркмения с Азербайджаном. В свою очередь, у российской стороны есть претензии к соглашению Бейкера-Шеварднадзе по Берингову проливу, разграничившему территориальные воды, экономическую зону и шельф между Россией и США. Не решены проблемы черноморской границы с Грузией: здесь предстоит разделить территориальные воды, экономическую зону и шельф. На суше здесь тоже масса проблем: делимитация границы затруднена наличием непризнанных образований — Абхазии и Южной Осетии.

   
   

Жаркие дебаты вокруг Арктической зоны, на которую перетендуют Дания, Норвегия, Исландия, Финляндия, Швеция, Канада и США разгорелись после того, как на дне северных морей были обнаружены огромные запасы углеводородов и других природных ископаемых. Гонка стартовала после того, как Россия в августе 2007 года установила символический флаг на одном из участков подводного морского хребта и заявила свои территориальные претензии. В ответ Канада заявила о готовности построить военные тренировочные базы в регионе и патрулировать регион с моря. Дания и США заявили международные судебные иски. Очевидно, что России будет твердо отстаивать свое право на столь богатый континентальный шельф.

Но и внутри России в последнее время границы постоянно «перерисовываются». И, скорее всего, этот процесс будет продолжаться. Во-первых, укрупняются регионы. Конечно, это значительно улучшает инвестиционную привлекательность региона, потому что они объединяются по схеме, когда экономически неразвитые территории присоединяются к более успешному соседу. Например, после объединения Красноярского края с Эвенкией и Таймыром, суммарные «вливания» в регион составили более 100 млрд. руб.

С 2003 г. едиными стали Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ (образовали Пермской край); Красноярский край, Таймырский и Эвенкийский автономные округа; Камчатская область и Корякский автономный округ (образовали Камчатский край); Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Иркутской области. Сейчас в России 89 муниципальных образований. Если же стратегия укрупнения и укрепления оправдает себя, то 2020 г. их будет почти в два раза меньше.

Делят экономические интересы и Москва и Московская область. Здесь претензии основаны на прибыли при решении вопросов о выкупе земель и застройке. А вот проблема совместного или всё-таки раздельного существования Санкт-Петербурга и Ленинградсткой области основана на вопросе профицита регионального бюджета.

В целом же можно сказать, что, скорее всего, внутри страны регионы и населённые пункты, исходя из их экономических предпосылок, будут объединяться. А вот в мировом масштабе пограничная проблема вряд ли так же быстро и легко утратит свою актуальность.

По материалам Информационного центра «Интегрум»

Смотрите также: