8 сентября журналист «АиФ» был задержан в аэропорту Дамаска: сирийские власти обвинили его в «неправильном освещении событий в стране». Однако общими усилиями нашей газеты и МИД РФ через 36 часов Георгию Зотову был разрешён въезд в Сирию. Вот как встретил его Дамаск…
Читайте также | |
---|---|
Спецкор «АиФ» в Сирии ответил на заявление МИД РФ |
Восемь часов вечера. Я собирался ловить такси и уже подошёл к кромке тротуара рядом с аркой Баб-Шарки, как на другой стороне дороги ахнул миномётный снаряд. Я ретировался за каменную стену. Сегодня боевики раньше, чем обычно, начали стандартный вечерний обстрел христианского квартала Дамаска, где когда-то жил и проповедовал апостол Павел. Следующий снаряд угодил в церковь - к счастью, внутри не было прихожан. Удивительно, но народ в квартале и ухом не повёл - гуляли женщины с колясками, старики стучали шахматами, дети с визгом носились друг за другом. В соседнем ресторане вообще играли свадьбу, и она не прервалась даже на секунду!
Женщины-христианки пригласили меня скоротать обстрел за чашкой кофе. Разумеется, разговор зашёл насчёт американских авиаударов, и Обаме досталось по полной программе. «Подумаешь, напугал своими ракетами! У нас город с древних времён стоит, мы Христа видели - а он-то что в жизни видал? Гамбургеры?» Я готов подтвердить хоть под присягой в ООН - солдат в районе не было: повстанцы специально целились в мирных жителей.
Апокалипсис и гламур
В западных СМИ раз сто сообщали сенсацию: опасаясь ударов США, президент Башар Асад приказал разместить ПВО и танки среди жилых кварталов и древних достопримечательностей столицы Сирии. Так вот это, мягко говоря, НЕПРАВДА. Я облазил весь Дамаск и не видел ни единого танка или пушки. Сам народ настолько флегматично относится к возможным бомбардировкам, что на вопрос «есть ли у вас бомбоубежища?» мне показали пару обветшавших зданий с ржавыми амбарными замками - их не открывали со времён войны с Израилем в 1973 г. Тут озабочены другой проблемой: отряды повстанцев засели в десяти (!) километрах от центра города. Предместья Дамаска (Гута, Дума и Дарайя) напоминают Сталинград: разрушенные дома, кучи щебня и безлюдные проспекты. Как я подсчитал, за сутки только в одном районе Дамаска падает около 30-40 (!) миномётных снарядов, ночью обстрел усиливается, звучат очереди из тяжёлых пулемётов, раздаются крики «Аллах акбар!». Улицы перегорожены блокпостами, солдаты проверяют багажники машин и сумки прохожих.
Удивительная смесь апокалипсиса и гламура - на окраинах люди передвигаются короткими перебежками (работают снайперы), а в центре полуголые девушки на плакатах рекламируют нижнее бельё. С наступлением сумерек гремит канонада, но в ресторанах вовсю играет танцевальная музыка, в кафе яблоку негде упасть, гуляют влюблённые парочки. Но стоит достать камеру, как бдительные граждане тут же вызывают полицию - всем мерещатся американские шпионы и лазутчики повстанцев. Неподалёку от мечети Омейядов висит растяжка - «Спасибо, Россия!». Заснять её тоже не разрешают: полицейские уверены, что это секретный объект.
- Русский? Спасибо тебе, брат, - офицер на блокпосту пожимает мне руку. - Если бы не вы, американцы нас давно разбомбили бы. Я даже жене своей говорю: у Сирии только два главных защитника - Аллах и Россия. Вот мой адрес, приходи домой - пива выпьем!
Да, простые сирийцы переполнены благодарностью к России. Дважды таксист вёз меня бесплатно, узнав, что я русский, - восхваляя по дороге действия министра иностранных дел Лаврова (его фамилию тут знают все). Почти каждый, с кем я говорил, считал нужным что-то мне подарить или куда-то пригласить: такое отношение я видел разве что в Сербии.
Смерть сделана в США
- Лично я президента Сирии не очень-то люблю, - признаётся христианин Габриэль Кабир. - Но, клянусь Богом, начнись удары, ни одна бомба в Башара не попадёт. Все ракеты полетят в наши дома. В Америке уже говорили во время прошлых бомбёжек - мол, мы наказываем Каддафи, Милошевича, Саддама… Те не получили и царапины, зато погибли сотни мирных жителей. И как замучили эти двойные стандарты! В августе в Египте военные убили за один день тысячу человек - им Запад даже пальцем не погрозил. А вот Сирию сразу надо бомбить. Хотя мы не боялись - знали, что русские нас защитят.
Впрочем, заметно - Дамаск изрядно подготовился к вероятным воздушным ударам. Ещё в аэропорту я видел множество строительной техники, в городе также полно бульдозеров - воздвигают укрепления, ставят бетонные блоки и ежи. Исламисты обещали атаковать Дамаск сразу после американской «акции возмездия» - теперь видно: атака захлебнулась бы. Россия реально сделала многое, чтобы предотвратить большую войну в Сирии, и нам надо успеть воспользоваться своей дипломатической победой. Ибо наша вечная проблема - побеждать мы умеем, а вот выгоду извлекать - как-то не очень.
Я ужинаю при свечах. Романтика тут ни при чём - в кафе нет электричества, как и во всём Дамаске. Гремят взрывы, и официант, ставя на стол тарелку, невольно пригибается. Он приносит осколок от вчерашней мины, я вижу маркировку - «Сделано в США». За неделю, что я живу в Дамаске, в христианском квартале взорвалось 250 (!) мин, погибли женщина и ребёнок. К счастью, повстанцы плохо умеют обращаться с оружием. Но теперь боевиков будет тренировать ЦРУ: их научат убивать больше и лучше. Бомбардировки Сирии благодаря России отложены - однако местный апокалипсис никто не отменял.
«Мы сами не знаем, откуда взялся газ» - обозреватель «АиФ» пообщался с повстанцами в пригороде Дамаска и выяснил подробности химической атаки, которую США используют как повод к «большой войне». Подробный репортаж читайте в следующем номере.
Георгий Зотов Директор департамента загран. интервью и расследований |