А вы, друзья, как ни садитесь…

   
   

Последние несколько лет постоянно муссируется вопрос о переносе федеральных служб из Москвы в регионы. Почему-то многие считают, что, если отправить Совет Федерации в Тверь, а Конституционный суд в Красноярск, они будут работать лучше, а нам жить станет легче.

Мне такая точка зрения представляется, как минимум, легкомысленной.

Ну, в самом деле, – что такое любое ведомство с позиции обывателя? Место, где подписывают бумажки. Сегодня, дабы решить какой-то насущный вопрос, человеку достаточно приехать в Москву. Да, придется потратить время, деньги и нервы, но это все же проще, чем мотаться по городам и весям, собирая необходимые «закорючки». С другой стороны, не понятно, каким образом десант из столичных чиновников может помочь провинциальному городу? Если развести федеральные структуры по городам, это только усилит административный хаос, которым Россия болеет со времен Петра I. При этом надо учитывать, что страна у нас уникальная и кивать на Америку, приговаривая: а вот, посмотрите, у них же работает – не верно. Сделать из Москвы Вашингтон, а из Питера Нью-Йорк все равно вряд ли получится.

Мне, как обывателю, глубоко безразлично, где территориально расположена Дума. Мне важно, чтобы Дума думала. Пока же, по ощущениям, ситуация складывается по Крылову: «А вы, друзья, как не садитесь…». В то, что исход чиновников из Москвы может как-то облегчить мою жизнь (например, за счет уменьшения пробок на дорогах) я тоже не верю. Послушайте, неужели кто-то всерьез полагает, что если выдать руководящим товарищам по служебной квартире в региональных центрах, они перестанут «тусоваться» в Кремле? Да никогда! Просто к заторам в центре добавятся многокилометровые пробки на дорогах, ведущих в аэропорт (они, кстати, есть и сейчас, но будут больше). Современные чиновники – люди моего поколения или чуть старше – никогда не откажутся от Москвы, всегда будут рваться в нее. Не так, как чеховские три сестры, а со страстью современных интердевочек.

Беда в том, что наша страна поделена на Москву и провинцию и проблема провинции глубокая, психологическая. За годы советской власти у людей сформировалось убеждение, что более-менее сносная жизнь возможна только в столице. В этом наше принципиальное отличие от Европы. Например, в Германии житель Мюнхена, Дрездена или Кельна абсолютно не ощущает себя провинциалом. Жизнь в «нестолице» ничем не отличается от жизни в Берлине. У нас же все рвались в Москву, потому что там хоть как-то кормили, там была горячая вода, ну и так далее. Я помню, в мои студенческие годы многие из тех, кто приехал из других городов и учился со мной на курсе, считали главной задачей не состояться в профессии, а любым путем зацепиться в Москве: выйти замуж за москвича или жениться на москвичке. И этот комплекс провинциала, существовавший на протяжении нескольких поколений, начинает преодолеваться только сейчас.

Я много езжу по стране и вижу очень разную провинцию. Есть города, которые живут замечательно. Мне кажется, для того, чтобы из слова провинция исчез негативно-пренебрежительный оттенок, надо не суды и министерства туда отправлять, а поднимать театры и библиотеки. Кое-где, между прочим, можно уже не поднимать, а подтягиваться: я, например, в Воронеже посмотрела такой «Вишневый сад», какого ни в одном московском театре не видела - потрясающая постановка. Просто имеет смысл вкладываться не в разовые мероприятия, от которых проку – строчка в отчете чиновника, а в развитие региональной культуры. Почему – понятно. Во-первых, у людей появится гордость. Во-вторых, исчезнет ощущение жизни на обочине, когда кроме как на работу и пойти некуда. При этом если говорить о культуре межличностного общения, люди в провинции подчас гораздо в большей степени европейцы, чем те же москвичи. Провинциалы более доброжелательны, внимательны, в них меньше страсти к показухе. С ними легче общаться. В провинции человек привык к тому, что он заметен. В Москве же можно вести себя как угодно – проигнорировать вопрос как пройти, грубо отказать бабушке в просьбе перевести через дорогу – никто не узнает и не осудит. В провинции жизнь более открытая и спокойная. Я думаю, стоит ее такой и оставить.

Смотрите также: