От Сноудена до Мэннинга – один шаг: в РФ «шпион» нашел и защитников, и недоброжелателей

Люди, рассказавшие правду: Брэдли Мэннинг и Эдвард Сноуден. Фото: Reuters

Москва, 23 июня – АиФ-Москва. В воскресенье российскую общественность, дипломатические структуры и правоохранительные органы всколыхнула новость: в Москву прибыл Эдвард Сноуден. Тот самый сотрудник ЦРУ (теперь уже бывший), который нанес сокрушительный удар по репутации американского Агентства национальной безопасности. Сбежав в Гонконг, он рассказал всему миру о тотальной слежке за людьми, устроенной его работодателем. Американская спецслужба, по данным Сноудена, собирала информацию и о миллионах рядовых пользователей Интернета, и об абонентах крупнейшей сети мобильной связи США, и даже прослушивала телефонные переговоры высших российских чиновников, включая Дмитрия Медведева.

   
   

В ответ Сноудена на родине моментально объявили предателем и выдвинули против него обвинения по нескольким статьям. Вашингтон обратился к Гонконгу с официальным запросом на экстрадицию «шпиона»; в ответ китайцы, впечатленные отвагой и честностью американца, провели несколько массовых акций в его защиту, требуя не выдавать его властям США.

В три прыжка на другой конец света

Было ясно, что Сноудену придется просить политического убежища. Но у кого? Этот вопрос занимал представителей внешнедипломатических ведомств всего мира. Сначала СМИ сообщали, что экс-сотрудник американской разведки намерен обратиться с соответствующим прошением к Китаю. Затем на роль потенциального убежища стали прочить Исландию и Эквадор: именно благодаря последнему в прошлом году остался на свободе создатель всемирно известного ресурса компроматов WikiLeaks – Джулиан Ассанж.

Комментируя ситуацию, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что Москва может рассмотреть прошение Сноудена об убежище, если таковое поступит. На это заявление неожиданно отреагировал Ассанж: он посоветовал Сноудену воспользоваться возможностью и попросить убежища у России.

«Россия, конечно, все понимает, и Путин понимает, что происходит, – выразил свою уверенность основатель WikiLeaks. – Раз это предложение было озвучено, вряд ли они пойдут на попятную».

И вот – Сноуден прибыл в Россию. И здесь же разрешилась и загадка о политическом убежище: встретившись в транзитной зоне аэропорта Шереметьево с послом республики Эквадор, американец попросил покровительства латиноамериканского государства, ранее предоставившего убежище Ассанжу. Произошло это буквально через час после того, как стало известно, что американские власти аннулировали паспорт бывшего сотрудника разведки и потребовали его выдачи.

Ранее сообщалось, что из Москвы разоблачитель намерен отправиться в столицу Кубы – Гавану, а оттуда – в Каракас.

   
   

Сбежать от «демократии» в демократию

В поездку молодой человек отправился не один: его сопровождает Сара Харрисон, представительница WikiLeaks. Сотрудники этой организации уже сообщили в «Твиттере», что именно они помогли американцу выехать из Гонконга и найти-таки убежище «в демократической стране».

Появление в России скандально известного американца послужило поводом для некоторого количества громких заявлений. Одним из них отличился Сергей Бут, брат российского предпринимателя Виктора Бута, арестованногонесколько лет назад в США. Он предложил арестовать Сноудена и выдать американской Фемиде в обмен на своего брата.

«Я за то, чтобы арестовать Эдварда Сноудена, двумя руками, – заявил Сергей Бут. – Если бы это от меня зависело, я бы сделал это давно».

Виктор Бут в прошлом году был приговорен американским судом к 25 годам тюрьмы за то, что, по мнению представителей США, продавал оружие группировке «Революционные вооруженные силы Колумбии».

Вопрос имиджа

А вот депутаты Госдумы высказали принципиально иную точку зрения в отношении возможной судьбы Сноудена. По мнению члена «Единой России», главы думского комитета по информационной политике Роберта Шлегеля, Россия должна сама предложить бывшему сотруднику американской спецслужбы политическое убежище. Одавать Сноудена в руки американцев, по мнению единоросса, не следует ни под каким предлогом: ведь он «является свидетелем международных преступлений».

Поддержал своего коллегу и представитель КПРФ, первый зампред думского комитета по международным делам Леонид Калашников. По его словам, поддержка экс-сотрудника ЦРУ для России является вопросом имиджа.

«До случая со Сноуденом никаких сомнений не было, что высокие технологии используются для прослушки в разведывательной сфере, – пояснил парламентарий. – Думаю, это не было секретом и для разведслужб наших, поэтому в этом смысле он не представляет интереса. Это просто имидж».

Если в конечном итоге молодой человек окажется выдан Соединенным Штатам, –отметил Калашников, – судьба его окажется незавидна. Скорее всего, он повторит участь печально известного военного аналитика Брэдли Мэннинга, помогавшего Ассанжу и выдавшего создателям WikiLeaks сведения о военных преступлениях американцев в Ираке, вместе с видеодоказательствами, шокировавшими людей во всем мире.

Несколько лет пыток за несколько минут съемки

История Брэдли Мэннинга служит отличным «наглядным пособием» для всех, кто хочет знать цену правды и реальной защиты прав человека, когда они идут вразрез с интересами военной машины Соединенных Штатов.

Капрал Мэннинг служил в подразделении армейской разведки 2-й бригады 10-й горнострелковой дивизии. Весной 2010 года, на основании доноса некоего Адриана Ламо, позиционировавшего себя как журналиста и правозащитника, Мэннинг оказался арестован. Ламо заявил, что именно Мэннинг передал порталу WikiLeaks тысячи дипломатических и военных документов, снабженных грифом секретности.

В числе прочего оказались доступны общественности и материалы о преступлениях американских военных, в частности, знаменитая теперь уже запись бортовой камеры вертолета «Апач», команда которого в 2007 году хладнокровно расстреляла в Ираке журналистов «Рейтерс», а вместе с ними – нескольких детей и людей, пытавшихся спасти раненых.

После появления этого ролика в Сети стало абсолютно ясно: представители американского командования лгут, заявляя, что пилоты «в горячке боя» приняли фотокамеры репортеров за оружие.

Тем не менее, оправдываться и терпеть издевательства в тюрьме пришлось вовсе не им, а Мэннингу. С момента его ареста прошло уже три года; за это время, как стало известно независимым журналистам, капрал десятки раз подвергался избиениям и пыткам. Все это подорвало здоровье молодого человека и поставило его на грань помешательства.

Помня историю Мэннинга, – подчеркнул депутат Леонид Калашников, – России не стоит бросать Сноудена в нелегких обстоятельствах, в которых тот оказался, рассказав миру правду. «Я бы такое убежище предоставил, понимая, что его ждет. Хотя бы из соображений гуманности, тем более, что у нас есть возможность эту гуманность проявить», – подытожил парламентарий.

Сенатор Шумер: Путин знал и одобрил перелет Сноудена через Москву >>