Алена Орлова: Эрдоган как жертва наследия Ататюрка, или Вовсе не алкогольные бунты

Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: www.globallookpress.com

Идеи не могут быть убиты насилием, ружьем или пушкой

   
   

Мустафа Кемаль Ататюрк

Видеозарисовки в телевизоре демонстрируют кадры столкновений демонстрантов с полицией: люди с оружием, разгоняющие толпу с помощью слезоточивого газа и водометов - с одной стороны, люди с плакатами в руках в лучшем и камнями и факелами в худшем случае – с другой.

Что стало причиной? Нет, не причиной, поводом к столь масштабным протестам (о причинах – чуть ниже). Власти Стамбула дали разрешение на снос маленького и, скажем прямо, довольно чахлого парка Гези в самом центре города, а заодно и Культурного центра Ататюрка – устращающего вида, если честно, коробки с несколькими сценами и залами внутри, где показывали кино, спектакли и иногда устраивали выставки. На этом месте планируется построить крупный ТЦ.

Именно парк Гези, впрочем, демонстранты принялись защищать наиболее ожесточенно. Строго говоря, он ничем не примечателен, просто находится там, где сплошь – местный Арбат, Тверская, куча посольств, шик, блеск и красота. И совсем нет зелени. Только на этом маленьком пятачке можно присесть на лавочку в тени деревьев и полузгать каштаны или съесть мороженое, погулять с ребенком или встретиться с любимым. В городе таких мест полно, а тут – только мелкий Гези. Протесты начались в этом маленьком «Химкинском лесу» и быстро бы рассосались, если бы… полиция не принялась разгонять мирных демонстрантов так, как привыкла обходиться с футбольными болельщиками или ежегодно устраивающими бесчинства на Первое мая, а в ответ… Ну, в общем, слово за слово, и «Пятачок получил по морде». Теперь протесты перекинулись и на другие города, фотографии с места событий – все забористее, а требования у протестующих – все серьезнее. Уже и про парк забыли, теперь – премьера в отставку.

Все дело в том, что выступления за и против какого-либо решения в Турции дело привычное. Вспомните море людей, вышедших на улицу после убийства Гранта Динка – журналиста, одного из лидеров армянской диаспоры и главреда известной газеты. И выходили на улицу тогда не только армяне, что само по себе удивительно. Еще полгода стены в городе сплошь были изрисованы трафаретами, мрачно напоминавшими об этом преступлении.

Так вот спорить турки страсть как любят. Проходишь, бывает, мимо кабака, а за столиками на улицах сидят пассионарные граждане и горячо обсуждают не только родственников и сплетни, но и вопросы государственного масштаба.

   
   

К слову, столиков этих, которыми был (в том числе) славен город Стамбул, почти нигде не осталось, разве что самая малость – на азиатской стороне или в «старом» центре, да и те сплошь нелегальные. Они тоже линии партии не угодили и пали жертвой жесточайшего антиалкогольного закона, ведь за ними пиво можно было пить, обходя отсутствие алкогольной лицензии у ресторанчика. Лицензии безумно дорогие, алкоголь в городе вообще купить сложно, ограничений на оборот алкоголя множество, драконовские меры были приняты давно, еще в бытность нынешнего премьера мэром города. Не то чтобы турки много пьют, просто оказались возмущены нарушением собственных прав. Пострадали-то не только желающие хлебнуть пива, но и те, кто привык ужинать на улице, сдвинув столы и разместив всю многочисленную семью или просто кучу друзей.

Этот запрет – лишь одно из слагаемых причины. Так что не стоит спешить окрестить эту историю Алкогольным бунтом, как рискнули многие эксперты. И уж тем более - продолжением «арабской» весны. Ничего ведь похожего. И не в алкоголе дело, а в привычках и самосознании. Не нравится некоторым туркам линия партии, что ты будешь с этим делать. Ничего не напоминает?

Кстати, что это за партия, линию которой надо поддерживать? Партия справедливости и развития и ее глава – премьер Реджеп Тайип Эрдоган. Ныне рассказывающий миру про демократию, а ранее судимый (чтобы предоставить ему пост пришлось менять законы), и не за что-нибудь, а за чтение исламистского стихотворения в общественном месте, пропагандирующий, а теперь уже и старающийся насадить исламские ценности в государстве, в котором еще двадцать лет назад это было бы неприличным. Не потому что кто-то в стране против ислама – наоборот, у большинства турок он в крови, а потому что это никак не может иметь отношение к политике, а личное дело каждого. Подобная политика для всех тех, кто помнит слова отца народов Ататюрка (а забыть сложно, изречения его везде!) и систему ценностей, которую он насадил загибающейся Турции, тем самым спасая ее от краха и сумев построить новую и сильную страну на руинах Османской империи, настоящее оскорбление.

Эрдоган - крайне жесткий, бесстрашный и талантливый человек. Принимающий большинство серьезных решений.

Замечательный оратор! Но ораторство ораторством, а столь серьезный поворот в сторону от традиций и ценностей, привитых поколениям турок, подчеркнуто презрительное отношение к многим заветам Ататюрка, насаждение не всеми разделяемых ценностей – вот вам и причина протестов. А ведь в нынешней конституции (равно как и в тех, что были до нее) недвусмысленно написано, что Турецкая республика - светское государство.

Началось все с ерунды, но недовольство по всей стране, согласитесь, не расползлось бы из-за одного мелкого парка в центре второй столицы. Да и отставки премьера требовать из-за нескольких деревьев и лавок в центре Стамбула – как-то слишком. Вряд ли столь масштабные события вообще произошли, если бы кто-то во власти не забыл, что в государстве равны – действительно все, а не только «верующие» в ПСР. И уж точно опасно было забывать, что турки не постесняются постоять за себя и воспротивиться администрации, попирающей их права и проводящей неприемлемую на их взгляд внутреннюю, да и внешнюю политику (своими действиями правительство чуть было не втянуло страну в сирийский конфликт).

Просто многие граждане республики воспитаны на ее ценностях, привыкли к строгим взглядам Ататюрка, взирающего на них не только с купюр и стен разного рода учреждений, а буквально отовсюду, хоть никто и не обязан тиражировать его лик. Даже молодежь, привыкшая радоваться жизни, ходить на рок-концерты и даже пить пиво, не говоря уж о том, чтобы вдоволь поотстаивать свои права, знает, что права эти у нее есть, и помнит, чему и кому этим обязана. Они помнят, что именно благодаря реформе Ататюрка пишут латинскими буквами, и им так легко учить европейские языки, что именно благодаря его курсу жители страны могут выбирать, учиться ли им вообще и где - в университете, в медресе или в академии художеств.

Так вот всем этим людям очень странно слышать речи о демократии из уст нынешнего премьера. И помнить первую полосу всех газет в день, например, инаугурации президента. Увидев ее, Ататюрк бы натурально в гробу перевернулся. На фото с церемонии не было видно ни одной женщины. И даже супруга президента (которая, к слову, носит платок) на нее не явилась.

Зато у протестов, если вглядеться в картинки, очень даже женское (и женское тоже, в смысле) лицо. А чем дело кончится? Да ничем. Кого-то посадят, кого-то покалечат, остальные попытаются взять измором - и скоро устанут. Разве кончилась чем-то Болотная и #occupyabay?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

 
Алена Орлова

Журналист AiF.Ru