«Арабская весна» длиной в два года: когда успокоится Ближний Восток

В пятницу, 15 февраля, исполняется два года с начала волнений в Ливии. В общей сложности «арабская весна» длится уже 26 месяцев  - с декабря 2010-го года. За это время восстания прошли в 20 странах. Более 100 тыс человек погибли. В Ливии, Египте, Тунисе и Йемене свернуты правительства, в Сирии продолжается гражданская война, ряду других правителей пришлось пойти на серьезные уступки или даже пересмотреть модель государственного управления. Однако политические перемены не принесли региону стабильность. Почему бунтующие страны не могут успокоиться, и когда все это закончится, выяснял корреспондент АиФ.ru.

   
   

Антология протеста

Первыми взбунтовались жители Туниса. Они дали старт «ковровой революции». 17 декабря 2010 года в стране прошла первая акция гражданского неповиновения: торговец фруктами, оштрафованный местной полицией,  устроил акт самосожжения.  Это спровоцировало волнение сначала в Тунисе, а потом и в других странах арабского мира.  

Чего именно хотели протестующие? Уже в конце 2011-го года депутат Европарламента Магди Кристиано Аллам заявил: «Основная проблема населения в этих странах – это не демократия или гражданские свободы, а бедность и безработица. Мы ошибались, приписывая им какие-то другие чаяния. И сегодня мы видим, как к власти там приходят исламисты, а власти говорят, что будут руководствоваться нормами шариата. Так что, думаю, нам пора уяснить себе, что выборы не всегда являются синонимом демократии, это лишь один из инструментов демократии, и необходимо потребовать от всех участников выборного процесса соблюдения ценностей, лежащих в основе демократии».

К сожалению, протесты не решили проблем ни с бедностью, ни с безработицей. Более того, по данным «Би-би-си», «арабская весна» обошлась экономике этих стран в 55 млрд долларов. К такому выводу пришли эксперты консалтинговой компанией Geopolicity. Больше всего пострадали те страны, где свергнута власть или до сих пор идет гражданская  война – Египет, Ливия и Сирия. Эти цифры еще не учитывают человеческих потерь, повреждений инфраструктуры, убытков коммерческим предприятиям и потери иностранных инвестиций. Руководству этих стран рано или поздно придется взяться за латание революционных дыр: восстановление инфраструктуры, усиленное обеспечение безопасности, но пока с учетом оскудневшей казны это невозможно. Странам, пережившим «арабскую весну», остается надеяться на международную помощь. Однако пока революционеры не спешат отправлять посланцев с протянутой рукой.

Революционная рекурсия

Профессор кафедры мировых политических процессов МГИМО, политолог Павел Цыганков утверждает, что революционеры пошли по замкнутому кругу. С одной стороны, требования протестующих понятны и справедливы: права человека, экономический рост, рабочие места. Однако все действия, связанные с насильственной сменой власти, сопряжены с еще большим нарушением прав человек и экономической разрухой.

«Чтобы остановить гражданскую войну в Сирии, нужно уничтожить те правительства, которые эту войну в Сирии финансируют, организуют, снабжают боевиками. Это, в первую очередь, Катар и Саудовская Аравия. Турция в одиночку там большой роли бы не сыграла. Других рецептов у меня нет», - заявил президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

   
   

По его словам, «быстрое» завершение волнений невозможно. Сатановский сравнивает ситуацию на Ближнем Востоке в начале 21-го века с 1914-м годом в истории Европы.  «Как успокоить революцию? Да никак! Как вы успокаиваете цунами?» - возмущается политолог.

По мнению Цыганкова, протестная активность сыграла против самих протестующих. Однажды они увидели, что выполнения своих требований можно достигнуть быстро: так восстания свергали правительства. Теперь же, по мнению политолога, местное население пытается столь же быстро решить и другие проблемы – например, экономические.

«Проблема в том, что современный человек не может терпеть. Ему нужно здесь и сейчас. <…> Сегодня люди уверены, что ждать невозможно, а потом они уже привыкли, что вопросы решаются в течении не то, чтобы короткой их жизни, а в течение короткого промежутка. Это изменения на уровне психологии. Революционеры как дети, требования которых однажды удовлетворили быстро, а теперь они хотят и в других, более сложно достижимых вещах получать быстрый эффект», - отмечает профессор.

Цыганков отмечает: история, даже новейшая, не учит революционеров из арабских стран: те светские силы, которые делали революцию в Египте, были отброшены на второстепенный план. Нынешней властью, отмечает ученый, они разочарованы. Однако и этот урок в соседних странах не замечают – те, кто вчера боролся против диктатуры, к примеру, военной,  после протеста сталкиваются с угрозой диктатуры шариата.

Политолог уверен, что в конечном итоге восстановление стран будет зависеть от так называемых развитых стран. Впереди, по мнению экспертов, десятилетие хаоса и долгие годы восстановления после него.

Смотрите также: