Западные и арабские политики не скрывают раздражения. Москву обвиняют в том, что она покрывает президента Башара Асада, который «воюет cо своим народом». Почему же Россия, которая год назад не стала мешать США и их союзникам разобраться с режимом Муаммара Каддафи в Ливии, на этот раз «плывёт против течения»? «АиФ» выслушал версии экспертов.
- Наши власти опасаются, что позицию России используют для вмешательства во внутренние дела Сирии. Обожглись на Ливии! Тем более сейчас, за месяц до выборов, В. Путин не может допустить упрёков в том, что он пошёл на поводу у американцев.
Между тем сейчас есть три силы, которые хотели бы свалить режим Б. Асада. Помимо Запада это арабские страны и Турция. Арабские исламисты, окрепшие после серии революций, сочувствуют «сирийским братьям», бросившим вызов «диктатору Асаду». Турция рассчитывает переиграть своего главного конкурента в борьбе за влияние на арабский мир - Иран. При господстве Асада и его алавитского клана (алавиты - маргинальная шиитская секта) Сирия считается «клиентом» шиитского Ирана. Через неё тот помогает «Хезболле», ХАМАС и прочим борцам с Израилем, чем завоёвывает авторитет у арабской улицы. В свою очередь США рассматривают Иран как своего главного врага в регионе, а свержение Асада - как шаг к победе над этим врагом.
Чего именно добиваются противники Ирана? То ли, свергнув Асада, они хотят сделать Тегеран сговорчивее, то ли пытаются спровоцировать Иран на защиту «младшего партнёра» и получить повод нанести удар уже по самому Ирану...
Кстати | |
---|---|
По данным Центра анализа мировой торговли оружием, начиная с 1956 г. СССР (затем Россия) продал Сирии оружия на 26 млрд долл. Текущие контракты оценивают в 1,5 млрд, перспективные - в 9-11 млрд. |
Но смена власти в Сирии, похоже, вопрос времени. Хотя у Асада есть хорошо вооружённая армия в 200 тыс. штыков (у противостоящей ему Свободной сирийской армии - всего 20 тыс.). Сирийская оппозиция раздроблена и не имеет такого же территориального плацдарма, какой был у ливийских повстанцев. Наконец, Запад вряд ли начнёт в Сирии воздушную операцию: Асад не использует авиацию против повстанцев. Но нельзя исключать, что интервенция начнётся безо всяких решений ООН или НАТО.
Читайте также:
Александр Дугин: «Удар по Сирии - это удар по России»
Философ, политолог, завкафедрой социологии международных отношений МГУ о том, зачем Запад хочет разобраться с сирийским режимом.