Путин и Буш погорячились насчёт холодной войны

   
   

Член российской делегации, присутствовавший на субботнем обеде в честь гостей, подтвердил корреспонденту «АиФ»: некоторые формулировки принятой в воскресенье «Сочинской декларации» госсекретарь США Кондолиза Райс и министр иностранных дел России Сергей Лавров дописывали прямо на меню торжественного ужина. В результате между строчек о филе из дичи с маринованными грибами под малиновым соусом, блинах с красной икрой и форелью, телячей вырезке с запеченным картофелем, кулебяках с лососем и мясом королевского краба появились фразы о глобальной противоракетной обороне.

Джордж и Лора Буш приехали из аэропорта Адлер в резиденцию Бочаров ручей на огромном бронированном джипе «Субурбан». В кортеже точно таких же — даже с одинаковыми номерами — было ещё три. Гостям показали специально привезённый в резиденцию макет будущих олимпийских объектов Сочи. Экскурсоводами здесь наперебой выступали губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв и генеральный директор Оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко.

Лора Буш обратила внимание на один из горнолыжных комплексов. Её привлекло название — Лаура. «Эй, почему он назван в честь моей жены?» — поинтересовался президент США. «Спешиалли фор ю», — поддержал шутку Владимир Путин, который добавил, что на макете есть даже яхта, на борту которой будет жить г-н Буш — если приедет в гости на Олимпиаду.

На обеде за одним столом с четой Бушей и Владимиром Путиным был и избранный президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. К слову, в воскресенье он провёл собственную встречу с президентом США, где они договорились о полноценной встрече во время саммита «Большой восьмёрки» в Японии в июле.

Тем временем вслед за десертом на сцене небольшого зала, который в обычное время служит пресс-центром резиденции, появились кавказский фольклорный коллектив, кубанский казачий хор и девушки из ансамбля «Берёзка». Г-н Буш живо реагировал на танцы с кинжалами, а по окончании небольшого концерта повёл за собой Владимира Путина на сцену, где лидеры попытались исполнить несколько па с девушками из «Берёзки». После этого президент США пожал руку каждому артисту и живо откликнулся на предложение той же «Берёзки» сфотографироваться.

Утром в воскресенье лидеры продолжили переговоры, а на пресс-конференции попытались добавить красок тексту принятой декларации «О стратегических рамках российско-американских отношений». Было видно, что подведение итогов сотрудничества по военным, политическим и экономическим темам и поиск рамок на будущее давался нелегко: Владимир Путин, стоя перед микрофоном, то и дело покусывал губы, а Джордж Буш шмыгал носом, характерно оттягивая вверх одну щёку. Президенты были готовы на одно слово коллеги наговорить десять своих.

Тем временем, по мнению Владимира Путина, в декларации оказались «отражены и имеющиеся расхождения», но «главное — речь идёт о стратегическом выборе наших стран в пользу развития конструктивных отношений». В последнее время, по словам Путина, «удалось построить работу так, чтобы расхождения по одним вопросам не оказывали негативного влияния на состояние дел в целом и на других областях, где есть продвижение вперёд и сближение позиций».

«Декларация устремлена вперёд в будущее, — подчеркнул Владимир Путин, — и при всех обстоятельствах даёт, на мой взгляд, куда более верную оценку достигнутого уровня нашего партнёрства, чем это принято считать, следуя стереотипам».

«Некоторые в Америке и России думают, что холодная война ещё не закончена, — подтвердил в свою очередь Джордж Буш. — И иногда это осложняет отношения. Мы много времени потратили на то, чтобы избавиться от холодной войны. Она уже закончилась». Во время пресс-конференции лидеры ещё несколько раз убеждали то ли себя, то ли друг друга, что, как сказал г-н Буш, «не надо зацикливаться на прошлом». У президента Путина была на этот счёт даже домашняя заготовка — он процитировал британского премьер-министра: «Неспособность сменить тему, как говорил Черчилль, — это признак радикализма».

Президенты при этом не скрывали, что главные разногласия касаются военно-политических проблем, а «сменить тему» пока плохо выходит в вопросе создания противоракетной обороны и расширения НАТО. Напомним, некоторое время назад США, игнорируя протесты России, огласили планы создания так называемого третьего позиционного района ПРО в Чехии (где должен появиться радар) и Польше (где на боевое дежурство встанут 10 противоракет). Причина — угроза, которую видят США в Иране и необходимость прикрыть европейских союзников. Полтора года назад на саммите «Большой восьмёрки» в Германии последовал неожиданный ответ России. Владимир Путин предложил «на равных» создать совместную ПРО, используя российский радар в Азербайджанской Габале и строящийся в Армавире. Началось долгое перетягивание каната, окончившееся тем, что американцы согласились учитывать озабоченности Москвы и по крайней мере на словах обещали «снять озабоченности российской стороны».

«У меня нет проблем с тем, чтобы делиться технологией и информацией, чтобы все понимали: эта система направлена против возможности единичного или двойного пуска ракеты», — заявил Джордж Буш. То есть не направлена против России, которая располагает сотнями ракет. Однако военным специалистам ещё только предстоят новые переговоры. По словам нашего источника в Кремле, российская сторона настаивает на постоянном присутствии своих офицеров на объектах ПРО, а также на некоторых других технических деталях работы системы, которые позволят не только доверять, но и в любой момент проверять, что угрозы России нет.

Пока же в декларации написано буквально следующее: «Обе стороны выразили заинтересованность в создании системы реагирования на возможные ракетные угрозы, в которой Россия, Соединённые Штаты Америки и Европа будут участвовать как равноправные партнёры. Российская сторона ясно заявила, что не согласна с решением о создании объектов в Польше и Чешской Республике, и подтвердила предложенную ею альтернативу. Тем не менее она оценила меры, предложенные США, и заявила, что если таковые будут согласованы и осуществлены, такие меры будут важными и полезными с точки зрения смягчения российских озабоченностей. Мы договорились интенсифицировать наш диалог». Сложнее с расширением НАТО. Президент США, наведавшийся 1 апреля в Киев, как о деле решённом рассказывал украинскому руководству, что во время саммита в Бухаресте Украина и Грузия получат приглашения присоединиться к так называемому Плану действий по членству в Альянсе. То есть начнут официальную процедуру вступления. И это совсем не походило на первоапрельскую шутку. Видимо, г-н Буш был уверен, что, как и в случае с Эстонией, Латвией и Литвой, когда некоторые европейцы также выступали против наступления Альянса на Россию, «сломать» их удастся уже во время саммита. Но против радужных планов Виктора Ющенко и Михаила Саакашвили выступали Нидерланды, Греция и Италия. А Германия и Франция и вовсе упёрлись. Дело шло к тому, что громкие обещания, которые раздавал Джордж Буш, могли оказаться пустыми.

В кулуарах саммита судачили, что Грузия и Украина поначалу оказались даже не упомянутыми в итоговом коммюнике саммита. Уже после принятия документа Джордж Буш вытащил из-за обеденного стола сначала немецкого канцлера Ангелу Меркель, а потом и президента Франции Николя Саркози и буквально на коленке заставил их подписывать изменённый текст. Остальных членов НАТО о правке документа просто поставили в известность.

Как бы то ни было, в коммюнике появилась вроде бы абстрактная и ни к чему не обязывающая фраза о том, что «Украина и Грузия будут членами НАТО». Дата не определена. Однако Альянс впервые чёрным по белому записал: присоединение этих стран становится одной из его задач. Это позволило Виктору Ющенко и генсеку НАТО Яапу де Хооп Схефферу следующим утром на совместной пресс-конференции с пафосом говорить о новой волне расширения блока как о свершившемся факте. В свою очередь, Владимир Путин заявил, что дальнейшее расширение Альянса в сторону российских границ «будет воспринято Россией как прямая угроза безопасности нашей страны».

После встречи с Джорджем Бушем в Сочи Владимир Путин говорил о том же, но уже совсем иначе: «На мой взгляд, чтобы улучшать отношения с Россией, нужно не втягивать туда, в военно-политический блок, бывшие республики Советского Союза, а улучшать отношения с самой Российской Федерацией. И тогда действия блока по тем или другим направлениям не будут, может быть, через несколько лет восприниматься так остро у нас в стране, как это происходит сегодня».

Сказав несколько добрых слов в адрес Джорджа Буша, Владимир Путин заметил, что это его последняя встреча с ним в нынешнем качестве. Но места для какой-нибудь шутки на этот счёт уже не осталось. Владимир Путин отшутился по этому поводу ещё в Бухаресте, отвечая на вопрос журналистки из японской телекомпании, с какими чувствами он оставит внешнеполитическую деятельность: «Почему же не радоваться? — Это же — «дембель», окончание срока службы!»

Впрочем, по нашим сведениям, действующему президенту ещё предстоит несколько внешнеполитических встреч в Москве и даже, не исключено, одна неожиданная поездка в дальнее зарубежье.

Смотрите также: