У коллекционера из Подольска больше двух сотен моделей машин

   
   

Сейчас его коллекция насчитывает более 240 экземпляров — уже не баловство, а внушительная коллекция, большая часть которой собрана за последние пять лет. «Думал, одну куплю, — говорит Николай, — пойму, что это пустая трата денег и успокоюсь. А потом купил еще одну и еще одну, и понял, что это не пустая трата денег... а засосало». И

правда, комнатному гаражу из красивейших моделей отечественного автопрома можно позавидовать. Каждая из моделей имеет свою особенность и предысторию. Например, «ЗиЛ-111В» — аналог автомобиля, на котором Ю.Гагарин 12 апреля 1961 въехал в Москву после знаменитого полета в космос . Или «ЗиЛ-41042» (в народе именуемый «черный доктор») — модель автомобиля-спецзаказа заводу им.

Лихачева от кремлевской больницы. В реальности таких автомобилей было изготовлено всего две штуки, для М.С.Горбачева и Р.М.Горбачевой, лишь одна из которых была использована по назначению . Не оставляет равнодушной и модель оригинала «ГАЗ-11-73» (в народе «черная Маруся» или «черный воронок»). Это массовый легковой автомобиль предвоенного периода, модернизированная версия «ГАЗ-М1» («эмка»), в частные руки эта машина не продавалась, могла быть дана за какие-то заслуги (Стаханову, Ладыниной, например), в основном служила в разного рода учреждениях. Особенно запомнилось ее амплуа на службе в органах НКВД, МГБ, ОГПУ. Говоря проще, на них приезжали «забирать».

К примеру, одного из создателей этого авто Носинского приехали арестовывать на этом же автомобиле. На модели примета эпохи времени — портрет Сталина в углу стекла и стопка дел в салоне. Самые теплые чувства вызывает модель «москвича-412ИЭ», или раллийный «Москвич». Этот красавец принял участие в ралли London-Mexico в 1970г. И обеспечил триумф советского автоспорта, заняв призовые места у АЗЛК-команды (пилоты: Бубнов, Хольм).

Модель автомобиля воспроизведена со стартовым номером 71.

Многие отечественные автомобили шли на экспорт. «ВАЗ-2103» - «Жигули» (экспортное название — Lada-1500S) в больших количествах отправлялись в капиталистические страны. Пример — модель экспортной «трешки» в варианте полиции ГДР (фото 5).

Тут и «АМО-Ф15» — первый советский грузовик кумачового цвета и с лозунгом на борту, принимавший участие в параде на Красной площади 7 ноября 1924г. (фото 6). Знаменитый автобус из «Кавказской

пленницы» и многое-многое другое не менее увлекательное начиная со времен дореволюционной России (1909г) и заканчивая современностью. Вот такое автомобильное

счастье. Хоть и миниатюрное.

   
   

Если точнее, то меньше оригиналов в 43 раза. Николай считает, что это самый оптимальный размер для работы. Увеличенные модели требуют и большей детализации, а уменьшенные будут выглядеть невыразительно. 43 масштаб удобен и в плане хранения, хотя первые признаки с дефицитом места уже есть — модели теснятся дверца к дверце на книжных полках на двух стенах. Разместить коллекцию в музее Николай не готов: любит, ревнует, уверен, что моделям в часто не отапливаемых музейных помещениях придется плохо.

Ведь многие сплавы чувствительны к холоду и при температуре −14 начинают крошиться. Вообще модели делаются из разных материалов: чаще всего из порошкового металла, самые дешевые и красивые модели получаются отливанием из смолы, пластик используется в основном для деталей, а самый долговечный, дорогой и трудоемкий — гальваническая медь. Часть моделей Николай сделал самостоятельно, некоторые на заказ, кое-что приобрел в уже готовом виде. Иногда коллекционер собственноручно совершенствует модели, придает яркость и цвет акриловыми красками, работает выжигательным аппаратом.

На частые предложения перекупить коллекцию или работать на заказ, отвечает людям отрицательно. Для Николая его коллекция и ее пополнение — исключительно хобби, способ переключить мысли и повод для встреч с товарищами по интересам.

Смотрите также: