Он еще пока ничего не потерял, хоть и говорит о рейдерском захвате. Зря жалуется. Бизнес у него не отняли, а «Правое дело» ему никогда не принадлежало. Как дали партию, так и взяли. А он, наверное, думал, что приобрел очередной актив – политический.
800 миллионов, внесенных им в партийную кассу, конечно, никто не вернет. Те, кто, наконец, до этих денег дорвался, таких сумм в партийной кормушке сроду не видывали. Не зря они сначала хлопали крыльями, мол, не надо нам чужого, а потом решили пересчитать рублики, подумать как ими лучше распорядиться. Но для №3 в списке «Форбс» это совсем не те деньги, из-за которых горевать стоит. Потешил себя в свете внимания СМИ и софитов, рассчитайся. Наверняка, господину Прохорову не привыкать платить за удовольствие. А ведь ему явно льстило быть самым высоким и интересным из доморощенных политиков. Впрочем, какой он политик?
Не получилось из него политика.
Опытные оппозиционные лисы Зюганов, Жириновский, свою лицензию на критику режима получали где надо и по всем правилам. Они никогда никому не рассказывают, где, какие и с кем ведут консультации. Михаил Дмитриевич в «Правое дело» тоже не с небес на парашюте спустился, но отчего-то решил играть по собственным правилам. Разве с ним об этом договаривались? Да еще назвал высокопоставленного кремлевского чиновника кукловодом, пообещав уволить. Системные политики так не поступают.
Он был приглашен на роль партийного олигарха – громоотвода. Должен был пугать электорат заявлениями об изменении Трудового кодекса в пользу капитала, об увеличении рабочей недели, подталкивать избирателей в сторону матушки-заступницы «Единой России». А он так заигрался, так самому себе в новой роли понравился. А ведь был всегда прочно впаянным в элиту.
Его история – еще одно доказательство: человек с миллиардами свято верит в то, что может все, с ним не могут не считаться. Разве не так же думали Березовский, Гусинский, Ходорковский, считая себя кукловодами, покупающими себе политических марионеток? Первые в бизнесе думают, что и в политике имеют право иметь дело только с первыми. Случайно что ли Прохоров, обещая уволить Суркова, всерьез рассчитывал на личную встречу с президентом и премьером? Ему дали понять, что руководители страны не обслуга, которая бежит по первому требованию. Или у Михаил Дмитриевича так голова закружилась, что он забыл про механизмы функционирования системы?
Из Кремля ему брызнули в лицо освежающим душем, резонно заметив, что «Прохоров перепутал управление частной компанией с политической работой, а съезд – с корпоративом, на котором выступают проплаченные артистки». Его «странные заявления» с холодной иронией объяснили «душевными переживаниями из-за собственных ошибок и неудач». Словом, пожурили ласково, по-домашнему. Так что, в Ниццу, в Куршевель пока не поздно!
Сегодня многие жалеют Прохорова, советуют ему обязательно остаться в политике. Зачем? Может кому-то понравился этот юмористический манифест «Правого дела», сварганенный на его деньги? Разве у Прохорова есть идеология, политическая платформа? Приятный, богатый, неглупый, симпатичный – вот и все политическое кредо.
Понятно, что другие, которые в партиях, в политике, в сто раз хуже и бессодержательней. И случай с Прохоровым обернулся имиджевыми потерями для всей политической системы. Впрочем, бывали ситуации и похуже.
Прохоров сгоряча наговорил про то, что будет строить новую партию. Но это он явно на «нерваке» выпалил. Не подаваться же ему в сторону оппозиции, которую именуют не иначе как маргинальная? Он и сам ею еще недавно брезговал. Экс-премьер Касьянов – бывший бархатный баритон российской власти, могучий и красивый, тоже самонадеянно верил, что потянет на роль борца с режимом. И что? Роскошную дачу со скандалом отняли, забросали яйцами на собраниях и митингах.
С Прохоровым скорее всего будет иначе. Его политическую карьеру можно считать оконченной. Вряд ли он готов пустить по ветру свои миллиарды, принять образ политического мученика. Примеры предшественников-олигархов слишком показательны. Подсчитает потери, проведет консультации, развеется. Полюбуемся еще на него в светских хрониках и в «Форбсе»!
А к «Правому делу» можно примеривать траурную рамку и нести венки. Недолго удалось пожить этой партии, помять траву на нашей политической поляне. Какие лидеры из всех этих Рявкиных, Богданова, Дунаева, захвативших в «Правом деле» власть по приказу? Их и политическими карликами не назовешь потому, что имен таких никто просто не знает.
Ну, не приживаются отчего-то право-либеральные идеи на российской почве, хоть тресни!
Смотрите также:
- Татьяна Нетреба: «Рабы придворной любви или оппоненты власти?» →
- Татьяна Нетреба: А с моральными уродами что делать? →
- Людмила Нарусова: Мой муж мечтал не о такой стране →