Так было уже не раз. В свойственной ему манере, батька сначала пытается выцыганить желаемое (не зря ходят разговоры, будто в его жилах – цыганская кровь). Затем торгуется путем шантажа и угроз, обвиняя российские власти во всех смертных грехах. После исчерпания конфликта он вновь становится ласковым и преданным, фонтанирует идеями о приближении светлого будущего Союза России и Белоруссии. Но, спустя какое-то время, вновь находит повод для конфликта.
Надо заметить, в Москве долго терпели его выходки. Разумеется, не просто так. Дело в том, что лучшего союзника для России, чем Белоруссия не найти на всем постсоветском пространстве. Подавляющее большинство ее населения, в отличие от той же Украины, - русскоязычное, ориентировано не столько на Запад, сколько на Россию. В Москве, в политических кулуарах так и говорили: «Лукашенко, конечно, сукин сын, но наш сукин сын». Потому и белорусскую оппозицию не жаловали. Не так давно один из оппозиционных лидеров, выпущенных из белорусских тюремных застенков благодаря давлению ЕС, в личном разговоре сетовал: двери в российские властные кабинеты для него наглухо закрыты. Хотя обычно, Москва стремится быть в контакте со всеми политическими силами. Да и Лукашенко, кроме как к России, «прислониться» не к кому. В Европе его не жалуют, американские власти недавно продлили запрет на въезд «лидеру белорусского диктаторского режима» в США.
Между тем, в последнее время список «плохих дел» батьки стал явно зашкаливать. Чего стоит одна его «подстава» с Таможенным союзом, являющимся для России символом ее политического влияния на пространстве СНГ? Задуманный как содружество трех государств – России, Белоруссии и Казахстана - он, из-за белорусских выкрутасов с отказом от подписания в последний момент, в полном формате так и не состоялся. Лукашенко «водил за нос» и кормил Москву обещанием признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Не так давно «пригрел под своим крылом» свергнутого кыргызского лидера Бакиева, предоставив ему трибуну для антироссийской риторики. Он то назовет «отморозком» российского министра финансов, то демонстративно уедет из страны в день визита в Белоруссию В. Путина. Будто нарочно провоцирует российские власти, твердо зная: что ни вытворяй, ничего ему за это не будет.
Однако терпение Кремля, похоже, не беспредельно. Совсем недавно батьку «щелкнули по носу», не позволив добиться уступок в цене на нефть, теперь дожмут и с выплатой долгов по газу. Отступать батьке некуда – в феврале следующего года у него выборы. Это означает, что нужно повышать зарплаты бюджетникам, пенсии, покупать лояльность силовиков… Денег, кроме как в Москве, взять негде. На милость западных борцов с белорусским диктаторским режимом уповать не приходится. Не смотря на все попытки, дружбы у батьки с ними не получилось. Транш по прошлогоднему кредиту МВФ так и не получен, переговоры по новому кредиту только начинаются.
Некоторые эксперты полагают, что Лукашенко не только погасит 200 млн долларов долгов за российский газ, но и вынужден будет пойти на то, чтобы допустить российские компании к приватизации белорусских предприятий. До сих пор батька противился этому как мог, резонно опасаясь влияния российского капитала.
Однако деваться ему некуда. Тем более, использовать экономическое влияние для того, чтобы добиться смены политического режима в Белоруссии, Кремль явно не намерен. Не смотря на все экономические торги и политические выкрутасы, Минск остается самым лояльным союзником России на территории СНГ. Достойного равновлиятельного соперника у Лукашенко в Белоруссии нет. Однако, в случае чего, Москва может помотать батьке нервы с признанием итогов выборов. Главное для России – доказать наличие сильной политической воли. Не зря российское руководство открытым текстом внушало батьке: мухи, котлеты и деньги – отдельно.
Смотрите также:
- Лукашенко ищет встречи тет-а-тет с Медведевым на саммите в Ереване →
- Татьяна Нетреба: «Кому-то придется с Лукашенко «дружить» →
- Блины комом. Отчего Россия и Беларусь вечно ссорятся →