В МАГАТЭ узнали правду
Новое слово появилось на ядерной карте мира. В мирном Казахстане решили подзаработать (время на дворе трудное) и почти договорились с иранскими друзьями о продаже последним 1350 тонн очищенной урановой руды. Руда эта – штука в хозяйстве нужная, цена за неё установлена, надо полагать, достойная (по слухам – $450 млн, приличные деньги для обеих сторон), так что стороны без особых проблем придут к консенсусу.
Вот только люди из МАГАТЭ (международного агентства по ядерной энергетике) прослышали про сделку. И она им резко не понравилась. Не потому, конечно, что из этой руды можно сделать топливо для АЭС – обогреть и осветить детсады, школы, больницы. А потому, что такого количества сырья хватит примерно на 150 ядерных боеголовок. А учитывая агрессивные высказывания руководства Ирана, можно предположить, что не весь купленный атом окажется мирным.
Но Казахстан большой, а руда – не очень, пусть её и много. Установить, кто именно является продавцом опасного топлива, спецслужбы МАГАТЭ и США пока не смогли – понятно, что не Назарбаев лично договаривался с Ахмадинеджадом, да и не факт, что высшее руководство Казахстана вообще в курсе происходящего. Нарушение санкций против Ирана – это не игрушки. А учитывая близкие отношения (Таможенный союз) Казахстана с Россией, на данном этапе никак не заинтересованной в противостоянии США, версия об участии высших казахстанских чиновников вообще отпадает: ведь в условиях Таможенного союза любые санкции против Казахстана автоматически ударят по России. В Кремле могут не понять.
Хотя трудно не заметить, что вчерашнее выступление премьер-министра В. Путина во Владивостоке во многом повторяет обычные иранские аргументы: необходимо иметь наступательное оружие, дабы у «партнёров» не было чувства безнаказанности. Так что взаимопонимание у нас с Ираном есть. Однако первую скрипку в нестройном мировом оркестре сейчас играют Соединённые Штаты, и не учитывать этот факт Россия не может.
Исламская Республика Уран
А вот Иран, кажется, готов не учитывать вообще ничего. Тегерану сделка с Астаной (или где там проживают загадочные торговцы ураном) пришлась бы очень кстати – по данным всё тех же всезнающих спецслужб, запасы нуклеарного топлива у страны подходят к концу, что ставит под удар всю ядерную программу Ахмадинеджада. Но, скорее всего, до поставок товара дело не дойдёт: официальный представитель Госдепартамента Иан Келли уже предупредил, что подобный договор станет грубым нарушением санкций против Ирана – со всеми вытекающими последствиями.
Мистера Келли понять несложно – Вашингтон как раз собрался вводить новые санкции против Ирана (эта нефтеносная страна импортирует 40% бензина, и есть планы нажать в этом направлении), а тут такой поворот. Ведь как только Ахмадинеджад получит в своё распоряжение хотя бы десяток ядерных боеголовок, любые санкции станут бессмысленными – в качестве ответа на них всегда может последовать пуск ракеты из потайной шахты. Цель известна – Израиль. А кого бы ни считать правым в иранско-израильском противостоянии, подобное решение проблемы неприемлемо для всех сторон.
Казахстанский проект обнаружен – а значит, будет задушен. Но все понимают, что попытки Ирана приобрести уран продолжатся, а успех этих попыток будет означать резкую дестабилизацию в регионе. США и Израиль полны решимости этого не допустить – пусть даже ценой уничтожения региона.
Ну а казахстанским торговцам придётся искать другого покупателя для своего товара. Не исключено при этом, что новый покупатель окажется лишь посредником, через которого груз всё-таки попадёт в бедовую боеголовушку буй тура Ахмадинеджада.
Смотрите также:
- Иранская оттепель. Тегеран готовится открыться миру и защищаться от него →
- Выгоды разоружения. Почему Казахстан проводит миротворческую политику? →
- Дмитрий Рогозин: «С Таджикистаном будем действовать предельно жестко» →