Наталья Кожина, АиФ.ru: Конгресс США принял резолюцию, в которой рекомендуется отправить на Украину оружие. Иван Павлович, как вы думаете, этот документ может привести к реальным поставкам летальной помощи?
Иван Коновалов: Резолюция носит рекомендательный характер. Хотя, конечно, тот факт, что она была принята большинством голосов и только 48 законодателей не поддержали эту идею, очень показателен. Он говорит об антироссийской консолидации Конгресса, что, конечно, совершенно не утешительно, но с другой стороны, иллюстрирует реальное положение дел. В данном случае всё зависит от президента. Однако Обама за всё время, пока находится в Белом доме, показал себя при всей иногда воинственной риторике в целом довольно осторожным политиком. В данной ситуации он и многие люди в американском руководстве осознают все последствия подобного шага. Сейчас нет реакции со стороны Европы. Но вы наверняка помните ситуацию, которая была буквально в феврале, когда и госпожа Меркель, и господин Олланд приложили все усилия, чтобы состоялся «Минск-2». При этом канцлер ФРГ ездила уговаривать Обаму не поступать столь опрометчиво. Сейчас Европа пока сдержана, поскольку есть момент самоуспокоения, есть хрупкое перемирие, сводки с юго-востока не столь ужасны. Но она в любом случае отреагирует, когда поймёт, что США действительно готовы к тому, чтобы начать поставки оружия на Украину. Резолюцию я бы рассматривал как демарш, как подтверждение позиции Конгресса США по поводу украинского кризиса и роли России в нём.
— Вы говорите, что рано или поздно Европа отреагирует, она может оказать реальное влияние на США?
— Германия уже хочет выступать на международной арене с других позиций. Она, как страна, чувствующая свою ответственность за состояние дел и умов в ЕС, конечно, в союзе с Францией будет против возможных поставок. Просто сейчас, как я уже сказал, не время. Однако для Европы очень важно не допустить подобного шага. Здесь же речь не идёт о взаимоотношениях Киева и Москвы или Киева с самопровозглашёнными республиками, Вашингтона с Москвой. Речь идёт лишь о том, что европейцы, привыкшие жить без войны, не желающие, чтобы их бюргерский, уютный мир что-нибудь тревожило, прекрасно понимают, что американское оружие, появившееся на Украине, дестабилизирует ситуацию до такой степени, что всё это выплеснется ещё дальше. Как бы в Берлине или Париже ни относились к Москве, Луганску и т. д., они будут предпринимать все усилия, чтобы этого не произошло. И тогда мы с вами увидим, насколько для США важны их союзники, или они на них наплюют.
— Каким может быть ответ России на подобный шаг? Например, зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов считает, что в этом случае парламент должен вернуть президенту право вводить войска на территорию Украины.
— Безусловно, такой шаг исключать нельзя, это вполне возможно. Но я бы хотел отметить, что Россия, которая сейчас находится в очень сложном положении, старается со своей стороны не провоцировать ситуацию. Обратите внимание, мы проводим масштабные учения, а после них допускаем всех военных атташе, включая американских и из стран НАТО, в наш Национальный центр управления обороной. Мы демонстрируем то, что мы можем, и как бы говорим: «Наши возможности очень велики, и вы это можете оценить сами. Но мы против того, чтобы использовать силу». Лучше демонстрировать силу, чем её применять.
Если американцы так поступают, значит, они окончательно признают своё участие в украинском кризисе, хотя до сих пор они пытаются изобразить, что находятся как бы сбоку, но это не так. Тем более что руководство США уже признало своё участие в киевском перевороте в прошлом году. В этой ситуации у России полностью развязаны руки, она может поступить как угодно, ей даже Европа в таком случае не сможет предъявить какие-либо претензии по поводу участия или не участия в украинском кризисе. Надо быть откровенными, всё-таки западная юридическая казуистика всех запутывает. Все уже являются участниками этого кризиса, потому что он бьёт не только по Украине. У России остаётся широкий спектр ответных мер, и США надо помнить, что самая опасная реакция может быть со стороны самопровозглашённых ДНР и ЛНР. Ополчение приложит все усилия, чтобы захватить американское оружие и технику (если начнутся поставки из США — прим. ред.), и ему это удастся. Я просто представляю, какой будет скандал в Конгрессе, если ополченцы захватят десяток противотанковых ракетных комплексов Javelin. Кто за это будет отвечать? А если Обама примет такое решение, его же во всём и обвинят. Это тоже сдерживающий фактор для господ за океаном.
— Иван Павлович, а почему вы так уверены, что ополченцы смогут легко захватить эту технику?
— Нет, не легко, они приложат все усилия для того, чтобы это сделать. Естественно, это будет сопряжено со всем тем, что испытывает армия на войне. Но тем не менее это будет неизбежно. Я могу привести пример: ранее американцы безвозмездно передали Украине три радиолокационных комплекса засечки миномётных позиций противника. Где они? Один сразу сломали, другой поломался в пути на позиции, а третий попал в руки ополчения. Сейчас эта ситуация — тоже предмет разборок в Пентагоне, поскольку современнейшая система оказалась в руках противника. Учитывая, что из себя представляет украинская армия, несложно себе представить, что очень многое из того, что будет ей передано, так или иначе попадёт к ополченцам. И не только в бою, многое украинские силовики просто продадут, как это уже было не раз.