Дмитрий Медведев может поменяться с Владимиром Путиным

   
   

Но прежде чем отправиться на ужин от имени президента Обамы в честь участников саммита, Дмитрий Медведев приехал в Питтсбургский университет, который больше известен как просто Питт.

Ректор университета Марк Ноденберг, приветствуя президента в шикарном зале, выдержанном в готическом стиле и построенном только для того, чтобы в университете был зал для выпускных, ну и всяких других праздничных церемоний, всячески подчёркивал: они тут, в Питте, простые ребята из пенсильванских лесов, вообще чужды лишнего пафоса.

- Вот если бы вы приехали к нам неделю назад, мы бы по случаю вашего дня рождения такую вечеринку тут устроили, что встреча «большой двадцатки» показалась бы маленькой, - с удовольствием каламбурил ректор.

Он рассказал сидевшим в зале, больше похожем на католических костёл с резными высоченными каменными сводами, студентам, что Дмитрий Медведев только что на несколько минут присоединился к уроку русского языка, где обсуждались вопросы русской литературы. Кстати, это «костёл» так и называется – «храм учёбы». Уже обращаясь к Дмитрию Медведеву, присевшему в первый ряд перед невысоким помостом с российскими и американскими флагами, ректор напомнил: у университета есть связи с Россией по многим направлениям.

В Питте сегодня обучается множество русских и русскоговорящих студентов, есть русские профессора, в своё время здесь защищал докторскую диссертацию известный российский инженер Владимир Зворыкин, который жил в Питтсбурге с 1923 года.

- Но сегодня мы можем поднять наши связи на совершенно новый рубеж, - несколько высокопарно, но вполне в американской традиции продолжил ректор.

- Сын двух профессоров, президент был в академической среде, защитил диссертацию по гражданскому праву, - ректор изложил студентам краткую биографию гостя. - Один из его первых преподавателей говорил, что он по природе - лидер, уверенный, спокойный человек. Если его просили найти два решения для одной проблемы, он находил три…

   
   

- В соответствии с нашем обычаем, - пояснил ректор, - мы выделили ведущего для сессии вопросов-ответов. Однако президент, верный академической карьере, отказался от помощи ведущего, сказал, что лично будет руководить дискуссией.

Ректор пригласил Дмитрия Медведева подняться на помост к пюпитру.

- Меня зовут Дмитрий Медведев, - представился президент так, как обычно представляются преподаватели студентам на первой лекции. - И я хотел бы начать со слов извинений за задержку. Она не была связана с тем, что я был чем-то занят, просто в Питтсбурге большой саммит. Это форс-мажор.

Удивительным форс-мажором выглядел и тот факт, что ровно в этом же зале, день в день 50 лет назад выступал Никита Хрущёв, отправившийся в поездку по Америке.

- Не могу сказать, что мы с ним стоим на близких политических позициях, что я разделяю его взгляды, - в своё удовольствие играл президент с этим историческим фактом. – И я надеюсь, вы не будете меня спрашивать о том же, о чём спрашивали Никиту Хрущёва.

Когда до публики дошёл перевод, по залу прокатился сдержанный хохот.

- Жизнь изменилась, страны изменились… Меня тогда вообще ещё не было! Но сегодня мы почти одинаково смотрим на события в мире, - продолжил Дмитрий Медведев серьёзнее. - Мы все разные, это хорошо. Но у нас есть общие ценности. И это тоже хорошо.

Президент предложил перейти к вопросам и предоставил слово щуплому юноше, который, не дожидаясь, когда ему донесут микрофон на русском с американским акцентом начал интересоваться Грузией.

- Ин майкрофон беттер, - попросил его всё же воспользоваться микрофоном Дмитрий Медведев.

- Какие вы видите будущие отношения между Россией и Грузией? – повторил молодой человек.

- Я уверен, что отношения будут хорошими, добрыми, основанными на столетней дружбе, совместной истории, традициях, включая религиозную, - в общем-то явно издалека начал ответ Дмитрий Медведев. - То есть отношения будут такими, какими были до последнего времени.

- Вопрос не в том, что между Россией и Грузией возникли существенные осложнения. Вопрос в том, что мы по-разному оцениваем один период, - продолжил президент, пояснив, что, конечно же, имеет в виду прошлогодние события в Южной Осетии. - Но наша оценка распространяется на деятельность только одного лица – президента Грузии. Россия будет выстраивать отношения с Грузией и правительством Грузии. Но я лично не буду поддерживать отношения с президентом Грузии. Он совершил преступление против народа Южной Осетии и своего собственного. А братские отношения сохраняться. Их не могут испортить политики.

Следующий вопрос, так же исполненный в стиле «русский с американским акцентом» начался с комплимента.

- Как президент самой большой страны в мире, вы имеете влияние, какой важный совет студентам вы можете дать?

- Спасибо за вопросы на русском языке, - со скромной улыбкой ответил Дмитрий Медведев. – Но я не президент самой большой страны в мире. Если бы здесь стоял Ху Цзиньтао, вы были бы правы…

За подобными советами президент посоветовал обращаться студентам к преподавателям.

- Но один маленький совет, как бывший преподаватель, попробую дать: берегите это время, которое сегодня у вас есть. Это самое счастливое время в вашей жизни.

Этим вопросом, пожалуй, было бы неплохо закончить встречу, но президент сам выбирал среди поднятых рук и за бесхитростным вопросом о совете, последовал просто коварный вопрос об отношениях России и США.

- С учётом недавнего решения Барака Обамы по ПРО (отказа от строительства третьего позиционного района ПРО в Европе – ред.) ходят слухи, что Россия поддержит санкции против Ирана. Смогут ли они эффективно снизить уровень насилия в этой стране?

То есть студент первой частью вопроса утверждал, что Россия поддержит санкции и даже больше – сделает это в благодарность за отказ Обамы от ПРО в Польше и Чехии. А сам вопрос лишь уточнял, насколько эти санкции против Ирана будут эффективны.

- У меня ощущение, что я не расставался с Бараком Обамой. –решил начать с шутки президент Медведев, и этой шуткой подтвердил, что с темой Ирана на него Барак Обама во время двухсторонних переговоров в Нью-Йорке по крайней мере наседал. - Вчера он мне об этом долго говорил, минут тридцать, а сегодня вы. Я попробовал ответить вчера, сделаю и в этой чудесной аудитории. Все мы ответственны за состояние дел на планете, несём равную и солидарную ответственность. Мы все занимаемся развитием атомной энергетики, и Иран имеет право на собственную мирную атомную программу. Но речь не должна идти о создании атомного оружия. И это наша четкая позиция, которая не отличается от позиций других участников переговоров.

- Санкции не лучший способ, - продолжил президент. - Но если исчерпаны все возможности можно использовать и санкции. Но мы должны продолжить создание позитивных стимулов для Ирана, чтобы его программы были открытыми, не волновали Ближний восток и весь свет.

После ответа на вопрос об образовательных контактах российских и американских студентов, и поддержке среди выпускников вузов занятости, Дмитрий Медведев снова получил вопрос об отношениях России и США

- Какие отношения вы хотите через 5 лет? – коротко поинтересовался юный американец.

- Я хочу, чтобы они были лучше, чем сегодня. Хотя сегодня они уже лучше, чем были вчера. – определил место этих отношений в пространстве Дмитрий Медведев.

- Год назад у меня было ощущение, что отношения зашли в тупик, скатились к уровню холодной войны. Не хочу обвинять, предыдущую американскую администрацию. Но скажу, что мы этого не хотели… Мне комфортно общаться с действующим президентом США... Еще более приятно, что он внимательно слушает доводы, не выдаёт готовые рецепты, не выступает как ментор. Менторство никого не украшает, и этого качества у него нет, поэтому к нему испытывают симпатию не только в Америке, и ему удаются некоторые вещи, которые не удавались раньше.

- Я не рассуждал на эту тему, - подчёркнул на всякий случай президент, отчего показалось, что хоть немного он на эту тему всё же думал. - Не рассуждал, но скажу. Недавнее решение (насчёт отказа от ПРО в Европе – Авт.) - оно продиктовано представлениями Барака Обамы о защите американских интересов. Это не пророссийское, прокитайское или проевропейское решение. Но в принятии решения он слушал и анализировал и наши доводы.

Нет, Дмитрий Медведев точно уже думал на этот счёт, потому что добавил к ответу ещё кое-что.

- Некоторые решения требуют мужества. Изменить решение прежней администрации по внешней политике – сложный выбор. Я пытался поставить себя на его место – это было бы сложное решение…

Впрочем, из этого можно сделать и вывод о том, что на своём месте Дмитрий Медведев о радикальных переменах пока не помышляет.

Следующий вопрос – от семнадцатилетнего президента университетской русской общины, студентки бизнес-факультета Алины Бенгерт – оказался просьбой.

- Как было бы хорошо, если бы к нам приезжали русские театры. Можно нам больше русских зрелищ? Вы к нам приехали, может ещё кто-то после этого приедет?

- Обязательно кто-нибудь приедет, - заверил девушку президент. - Я ещё не придумал, кто, но кто-нибудь. Я не волшебник. Но напишите записку, попробуем.

После окончания встречи с Дмитрием Медведевым Алина пояснила корреспонденту «АиФ», что её родители, покинувшие Россию семнадцать лет назад, вообще-то очень ждут Ивана Урганта или Максима Галкина. Сама Алина, кокетливо смущаясь, призналась, что ей в Питтсбурге очень нужен Тимати.

Отвечая на вопрос об экономическом кризисе, президент Медведев заверил, что у него хорошие ощущения, но раскрывать новые предложения России до встречи «двадцатки» не стал.

- У меня есть идеи, но я не могу вам их открыть. Подожду до ужина. А то кто-нибудь выдаст за свои… - отшучивался президент от темы, о которую в ближайший вечер и день ещё предстояло основательно сточить язык.

- Это не волшебные меры, - оценил президент решения предыдущих саммитов, - но это системный набор вещей по будущем мировой финансовой архитектуры… По всей вероятности мы уже в Питтсбурге поставим в этом определённую точку. Практически согласованы многие позиции облика международных финансовых организаций, включая вопрос о квотах…

После этого президент ответил на вопросы об отношениях с Белоруссией и Украиной, как можно было понять, от девушек-выходцев из двух эти республик. Дмитрий Медведев уточнил, что не считает Белоруссию «младшей сестрой», как назвала её автор вопроса. И не считает, что отношения с президентом Лукашенко «ухудшились и требуют реанимации».

- Есть вещи, по которым мы ведём эмоциональную полемику. Россия и Белоруссия - суверенные государства, но очень близкие государства. На этих принципах и должны выстраивать партнёрство.

Так же президент оценивает отношения России с Украиной, хотя отношения с президентом Ющенко складываются хуже, чем с президентом Лукашенко.

- Задача руководства наших стран, будущих руководителей Украины и России, - сделал ремарку президент, имея в виду, конечно, будущего президента Украины, который должен придти на смену Ющенко в январе следующего года, - чтобы отношения стали менее проблемными, основывались на взаимной выгоде, симпатиях, которые есть между близкими народами. Расхождения не фатальные, Россия готова к конструктивным шагам.

К таким же конструктивным шагам Россия готова при реформе ООН.

- ООН – самый развитый международный институт, - пояснил Дмитрий Медведев, отвечая на вопрос. - И единственная площадка, которая объединяет все страны мира. Я знаю об идеях, возникающих, в том числе, в США – о новом сообществе демократий. Но это деление мира на части. Мир этого не заслуживает. Мы должны помогать ООН в сохранении легитимности, укреплять институты, уважать Устав, не пытаться мять его и отщипывать кусочки. И наверное, в какой-то ситуации должны думать о будущем и будущем органов управления, включая судьбу Совета Безопасности ООН. Нужно чтобы конструкция стала более современной. Готового рецепта у меня нет. Есть промежуточное решение, тоже не всех устраивает, но это один из способов укрепить ООН.

На вопрос о самом важном в жизни президент ответил, что это – любовь, и предоставил слово хрупкой девушке с азиатской внешностью. Она – на английском языке – пояснила, что сама из Якутии и бескомпромиссно поинтересовалась, как президент оценивает роль республики в развитии России и права малых народов, в том числе, право на 90% бриллиантов, добываемых на территории Якутии?

Президент на ходу был вынужден искать приемлемый ответ и путь этот в начале оказался несколько противоречивым.

- Это один из наших субъектов. Крупный и очень сложный субъект. В Якутии холодный климат… И добрые люди. Чтобы выжить там, нужные серьезные усилия. Важно, чтобы республика развивалась как полноценный и богатый субъект. Но пока мы живём в одном государстве, все ресурсы находятся в нашей общей собственности. Не следует их делить на части. Другой вопрос – по доходам от полезных ископаемых. Нужно к этому относится трезво и принимать разумные решения. Нельзя чтобы один субъект жил припеваючи, в шоколаде, а другой, где нет ископаемых, влачил жалкое существование.

В принципе, на этом можно было бы и остановиться. Но президент вспомнил, что вместе с ним в Питт по пути на ужин «двадцатки» заехал и российский министр финансов Алексей Кудрин, который, по совместительству, как раз и возглавляет совет директоров компании «Алроса».

Министр финансов, который до этого сидел за спинами студентов, поднялся со своего места, получил микрофон и в присущей ему неторопливой манере, вкрадчивым и спокойным голосом пустился в объяснения.

- В России добывают 23% всех алмазов, основные месторождения находятся в Якутии. Но рядом добывают нефть, в другом регионе - глиноземы, в четвертом газ… И все платят одинаковые налоги, за исключением некоторых вопросов ренты. Якутия получает значительное количество доходов… Мы осуществляем программу развития Якутии, которая стоит дороже всех добываемых алмазов. Это, например, строительство железной дроги.

- И последний факт, - уже просто без пощады по отношению к якутской девушке заявил министр. - Во время кризиса продажа алмазов снизилась в тридцать раз, и государство подставило плечо, выкупило значительное количество алмазов, чтобы бюджет Якутии не оскудел.

То есть, можно было сказать и так, что малые народы Якутии сами должны. Какие уж там 90% алмазов…

- Не все знают, как работают компании, - развил тему президент Медведев. - Но всех интересует, получает ли министр Кудрин бонусы. Нет, не получает. Ни рубля, ни доллара!

- С учётом того, что нам ещё сегодня предстоит решать судьбы мировой экономики, прошу ещё три вопроса, - попросил президент студентов.

Можно было добавить, что за решение судеб мировой экономики ни президент, ни министр финансов также не получают ни рубля, ни доллара…

- У меня два коротких вопроса, - заявил студент, который в этот момент получил микрофон. - Собираетесь ли выставить свою кандидатуру на выборах 2012 года? И второй, не знаете ли вы планы г-на Путина насчёт этих выборов?

Буквально несколько дней назад Дмитрий Медведев отвечал на похожий вопрос во время встречи с политологами из международного клуба «Валдай». И делал этот как раз после того, как Владимир Путин тем же политологам накануне, тоже отвечая на вопрос о 2012 годе, заявил, что они с Дмитрием Медведевым договорятся.

Но Дмитрий Медведев уже, видимо, смирился с тем, что такие вопросы ему будут регулярно задавать до 2012 года. Всем остальным это даёт шанс пытаться расслышать в этих ответах новые нюансы.

- Если я буду хорошо работать, если будет получаться, будет доверять народ – почему не выставить? – рассуждал на этот раз президент Медведев.

О планах Путина, по словам Медведева, нужно, конечно же, спросить у самого Путина. Но президент Медведев пояснил, что как ответственные политики, «которым пока ещё доверяют граждане», они вполне смогут в своё время обсудить эту тему. Дмитрии Медведев тут же оговорился, что это совсем не значит, что окончательное решение о следующем президенте не будет зависеть от воли избирателей, просто до выборов ответственные люди – каковыми они с премьер-министром и являются – вправе принять на свой счёт некоторые решения.

Ответив на вопрос о развитии судебной системы и борьбе с коррупцией, президент вынужден был вернуться к теме следующих выборов.

- На мой взгляд, у вас дружная команда с Путиным, - заявил студент. - Готовы ли вы поменяться местами?

Это был вопрос из разряда тех, которые просты и не «извилисты», но способны рождать настоящие сенсации.

- Это, наверное, в продолжение предыдущего вопроса, - констатировал президент без малейшего, впрочем, сожаления. Он был готов отвечать на вопрос о 2012 годе и в такой формулировке.

- Я готов работать в разных должностях, лишь бы это было полезно для страны. У меня не было сверхъестественных президентских амбиций. Но когда так распорядилось жизнь, когда меня предложили на должность, когда началась кампания, я понял, что этим надо заниматься серьезно… Если это будет приносить пользу стране, я готов работать на любых должностях, лишь бы это приносило результат. Работа президента - сложная штука, но и работа премьера – тоже.

- Тайм вил шоу (время покажет), - подытожил Дмитрий Медведев.

Таким образом, он предположил, что может повторить «манёвр» Владимира Путина, который из президентского кресла пересел в премьерское. Просто раньше его об этом никто не спрашивал так, как спросил студент из университета города Питтсбурга.

Питтсбург

Смотрите также: