Юрий Соломин: Европа должна быть миротворцем, а не душить нас санкциями

Юрий Соломин © / РИА Новости

До первой крови

Юрий Мефодьевич, руки не опускаются у вас, когда видите происходящее? Вы столько лет со сцены про разумное, доброе, вечное рассказываете. А люди друг друга как убивали, так и убивают…

Досье
Юрий Соломин актёр, режиссёр, педагог. Родился в 1935 г. в Чите. Окончил Московское театральное училище им. Щепкина. С 1957 г. служит в Государственном академическом Малом театре. С 1988 г. - худрук Малого театра.
   
   

- Вы имеете в виду то, что происходит в мире? Да, это ужасно! Меня жена уже несколько месяцев гоняет от телевизора. Но потом сама садится рядом смотреть новости.

Я не понимаю одного - нечеловеческого отношения к человеку. Я очень люблю животных. У меня их достаточно дома - и собаки, и кошки, и птички. Надо видеть, как собаки относятся друг к другу. Да, они грызутся между собой. Но попробуй вмешайся - и ты получишь примерно такую руку (показывает левую руку, на костяшках которой виден шрам). Это два моих кобеля сказали мне: «Не лезь!» Я однажды пытался растащить их столкновение - в результате месяц пролежал в больнице. Кто-то из них в запале драки полоснул меня клыком - случайно! Но как только они увидели кровь - а вы можете себе представить, сколько её было, если клык пробил мне кость, - они тут же прекратили грызню. 

Другой пример: я из Читы. Народ там простой. Хороший. Был. Тогда. Хотя кругом там были лагеря. Как вы понимаете, не пионерские. Иногда у нас случались драки. Но - до первой крови. Как только появлялась кровь - не важно, с чьей стороны, - раздавался крик: «Стоп!» 

А тут пролилось уже столько крови… Но никто и не думает останавливаться. От того, что вижу в выпусках новостей, плачу - не стесняюсь признаться в этом. Как-то показали одного пожилого мужчину - наверное, он мой ровесник, ему лет под 80. А значит, он хорошо помнит, что такое война. Очки у него такие же, как у меня (демонстрирует свои очки в тоненькой оправе). Кроме этих очков и трусов, на нём ничего больше не было - его дом разбомбили! Единственное, что он мог сказать: «Я не понимаю!» А потом закричал… И это не постановочные кадры - такого нельзя разыграть на камеру. 

- Но кто-то же должен сказать: «Стоп!»

- А давайте к женщинам обратимся! К мамам, бабушкам! Если дело так и дальше пойдёт, они не сдадутся. За своих детей они горло перегрызут! И правильно сделают! И я ещё помогу (смеётся). «Ах, - кричат, - русские хотят забрать часть нашей Незалежной!..» Да ничего мы не хотим! Мы хотим, чтобы матери спокойно жили и спали. Чтобы у них не забирали сыновей, которые только вчера со школьной скамьи встали и стрелять не умеют.

   
   

- А почему просвещённая Европа этот конфликт в зародыше не загасила? Наоборот, она ещё больше масла в огонь подлила.

- И я об этом думаю! Европа должна была стать миротворцем. А они вместо этого санкциями нас пытаются придушить: «А мы вас заморим!» Вот это мне не нравится. Это же глупо! Россия - страна очень большая. И Бог нам помогает - не просто же так он отвёл нам эту землю, с реками, морями, лесами. Заморят нас? Как бы не так! Я помню войну, как нам было тяжело. Но с голоду-то не умерли! Картошка-то была! Все её выращивали - и кто умеет, и кто не умеет. Мои родители, музыканты, сперва не умели. Мешок посадим - полмешка соберём. Ничего, научились! Ах, яблок не будет импортных! Ну жили же мы без них раньше! У нас в Забайкалье только один сорт рос - ма-а-аленькие такие, ранет назывались. Ну ничего! Сижу же я перед вами! Живой! 

Так что у меня вопрос к Западу: вы, дирижёры, руководящие этим оркестром, почему не постучите палочкой: «Внимание! Приготовились! Тишина!» Наконец-то состоялись встречи в Минске, в Брюсселе - начали разбираться по существу: почему продолжается стрельба? И кто, собственно, сбил самолёт? Я лично очень хочу это узнать! У меня аж сердце болит! Да если бы они точно знали, что это мы, мы бы с вами уже тут не сидели и не беседовали бы… 

Да, мы уже не СССР. Мы не пытаемся весь мир превратить в единое государство победившего пролетариата. У нас уже тоже рынок, капитализм, демократия. Нет, опять что-то не так! И мне хотелось бы узнать: чего от нас всё-таки хотят?

- Земли! И чтоб не вякали, когда её у нас будут забирать!

- Ну тогда пусть и они не вякают! Когда, простите, открылся Второй фронт? А кто освобождал Польшу, Чехословакию? Кто спасал Болгарию? Надо отдать должное главам Чехии и Словакии - они занимают очень человеческую позицию во всей этой истории. А болгары? Ну как же вам не стыдно, родные мои! Сколько мы туда на гастроли ездили, спектакль я там ставил в городе Толбухин. Переименовали его. За что?! Чем им памятник Алёше помешал? Что, опять вам поминать историю? Что с вами было 100, 200 лет назад? И кто тогда приходил вам на помощь? 

Элита - это кто?

- На открытии сезона вы сказали про то, что на сцене Малого театра по-прежнему идёт классика - Толстой, Островский, Чехов. Те, благодаря которым сформировалась та самая загадочная русская душа. А сегодня, в век глобализации, эту русскую душу кто формирует?

- О, тогда мы переходим к ЕГЭ! (Смеётся.) Душу формирует и детский сад, и семья. Но прежде всего школа! Я в первый класс пошёл в 1943-м. Зима, война... Какой завтрак тебе дома соберут? Чай из трав. Кусок хлеба.

А в школе с самого утра топилась печка. После второго урока учительница заваривала чай всё на тех же травах, каждому наливала в его кружку чуть-чуть разведённого сахарина - личного! Открывалась дверь - и дежурный вносил противень, на котором лежали пирожки. С чем уж они были, не помню, но они казались нам самыми вкусными на свете! Мы их ели, прихлёбывая кипяток, а учительница в это время рассказывала разные истории. Это называлось - воспитание! Это называлось - забота! Забота о следующем поколении. 

С этого начинается воспитание любви к Родине - когда ты чувствуешь заботу Родины о себе. А сейчас я слушаю все эти рассуждения - платное образование, элитные школы… Я вообще не понимаю, что это такое - элитные ученики. Что такое элитные собаки или лошади - понимаю. А элитных людей не знаю - знаю образованных. Интеллигентных знаю. Попытка заместить один класс другим - интеллигенцию на элиту, степень элитарности которой определяется уровнем их дохода, - рождает расслоение, а с ним одичание душ, которое мы получили. 

Островский в своё время сказал: «Без театра нет нации». Перефразируя его, скажу: без культуры нет нации. Как можно было убрать из школьной программы часы литературы и русского языка? Сейчас спохватились! Вернули сочинение в экзамены. И вдруг выяснилось, что за эти годы, пока детей натаскивали на ЕГЭ, они разучились письменно формулировать мысли. То есть разучились анализировать, размышлять! Теперь опять что-то пытаются подкорректировать, там добавить, тут убавить. Нельзя так! Нужно один раз, не стесняясь, сказать: «Извините нас! Мы хотели как лучше, а получилось как всегда!» Убрать ЕГЭ. Вернуть экзамены в том виде, в каком они испокон веков существовали в нашей школе. У современных детей спросите: «Вы знаете, где Байкал?» Тебя пошлют… куда подальше. И что возле Красной площади памятник стоит маршалу Жукову, они тоже не знают. Гадают, что это за генерал такой может быть… 

Когда свою собственную историю мы начинаем забывать, мы получаем то, что имеем сегодня.