Штрафы за мелкие взятки. Итог заседания совета по противодействию коррупции

Владимир Путин. © / Михаил Климентьев / РИА Новости

Владимир Путин сообщил, что за 9 месяцев 2015 года по уголовным делам о коррупции осуждено свыше 8800 человек. Почти 11 тысяч должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение антикоррупционных стандартов:

   
   

«Принято немало действенных антикоррупционных мер, внедрены механизмы, которые помогают выявить коррупционные схемы на любом уровне, работать целенаправленно, вовремя реагировать, а при необходимости — изолировать от общества коррупционеров», — заявил президент России, добавив, что граждане, судя по опросам, в целом положительно оценивают антикоррупционную работу, проводимую на федеральном уровне. Но сталкиваются с бытовой коррупцией.

«Подчеркну, ответственность за снижение уровня коррупции на территориях несут главы субъектов Федерации», — взвалил президент непростую ношу на плечи глав руководителей регионов.

Тем временем, власти признают наличие и других проблем. Например, из 15,5 миллиарда рублей, подлежащих взысканию по делам о коррупции, в прошлом году удалось вернуть только 588 миллионов рублей. 

«Согласитесь, это достаточно скромная сумма», — обратился к собравшимся Владимир Путин. 

О том, как видят в Кремле некоторые другие проблемы в антикоррупционной борьбе, на заседании пояснил глава Администрации Президента Сергей Иванов.

Юрий Чайка Фото: РИА Новости/ Михаил Климентьев

«Продолжается борьба с таким постыдным явлением, как откаты при муниципальных и государственных закупках. Достижения здесь, надо прямо сказать, пока очень скромные, поэтому работу уполномоченным органам необходимо форсировать», — обратил внимание чиновник. К слову, среди участников заседания были глава Следственного Комитета Александр Бастрыкин, директор ФСБ Александр Бортников и генпрокурор Юрий Чайка.

   
   

По словам Иванова у нас, как, впрочем, и во многих других странах, сейчас есть недостаток в законах.

«Нередки случаи уклонения от уголовной ответственности путём передачи взяток третьим лицам, формально не связанным со взяткополучателем...», — отметил Иванов.

Речь о достаточно распространённых схемах, в которых взятки, откаты, дорогие подарки за «решение вопроса» сам чиновник не берёт, но намекает, с кем из доверенных лиц можно обсудить детали — например, перевод денег на счёт какой-нибудь оффшорной компании. Сам чиновник вроде как никаких благ прямо сейчас не получает и оказывается вне подозрений, доказать его связь с этими людьми и деньгами в суде сложно.

«Здесь ещё существует, на мой взгляд, прореха в законодательстве», — заявил Иванов. Впрочем, какие новации будут предложены, чтобы заткнуть эту прореху, пока не пояснил.

Тем временем, по словам главы Администрации, в национальном плане противодействию коррупции на 2016–2017, который должен быть утверждён указом президента, предлагается отразить следующие приоритеты: «Первое. Усиление работы по пресечению конфликта интересов... Подчёркиваю, это особо касается субъектов Федерации и муниципальных образований, где ситуация далеко не благополучная. Второе. Выработка мер по обеспечению неотвратимости имущественной ответственности коррупционеров. Нужно создать гражданско-правовые механизмы взыскания сомнительного имущества при его выявлении в ходе расследования коррупционных уголовных дел. В случае если будет установлено существенное расхождение между доходами и расходами в период нахождения лица на госслужбе, его увольнение не может служить препятствием для обращения в суд с исками о возмещении ущерба. Третий приоритет — это организация эффективного противодействия коррупции на уровне субъектов Федерации», — сообщил Иванов.

Иванов пояснил, что в рамках реализации прошлого двухлетнего национального плана в органах власти всех уровней было сформировано более 2,5 тыс. антикоррупционных подразделений. По его словам, за три квартала прошлого года эти подразделения выявили более 20 тысяч различных нарушений. По итогам разбирательств 340 государственных служащих были уволены в связи с утратой доверия, а 176 — в связи с конфликтом интересов. 

Фото: РИА Новости/ Михаил Климентьев

«Буквально на слуху фамилии замгубернатора Челябинской области Сандакова, зампреда правительства Ярославской области Даниленко, замминистра экономического развития Красноярского края Маршалкиной», — привёл примеры г-н Иванов.

«Кроме того, от самих госслужащих поступило более 5,5 тысячи уведомлений о попытках склонить их к коррупции или даче взятки. Эти уведомления вылились в 2863 уголовных дел, по которым уже осуждены 1700 человек. Речь идёт о людях, которые предлагали взятку. По нашим законам — напомним на всякий случай — дача взятки должностному лицу это тоже уголовное преступление. И в качестве наказание за него тоже предусмотрено реальное лишение свободы», — добавил Иванов.

Также, по словам главы Администрации, результатом рассмотрения заявлений уже граждан и организаций на чиновников стало привлечение к дисциплинарной ответственности 1700 служащих, возбудили более 800 уголовных дел. 

«Также (в прошлом году — ред.) была запущена процедура обращения в доход государства имущества по итогам контроля за расходами — это было сделано впервые. Сейчас судами рассматриваются иски на сумму 122 миллиона рублей», — сообщил г-н Иванов.

Тем временем, по словам Иванова, статистика борьбы с коррупцией «раздувается» за счёт дел по взяткам в размере до 10 тыс. рублей.

«Предлагается рассмотреть вопрос о введении отдельного состава преступления, устанавливающего ответственность за дачу или получение взятки в сумме до 10 тысяч рублей», — сообщил Иванов. — «В качестве наказания за такие правонарушения, мы считаем, можно установить штрафы и исправительные работы, а расследование таких преступлений проводить в форме дознания с определением их подсудности мировыми судьями».

Отвечая после заседания на вопросы журналистов, Иванов пояснил, что «ахинею и галиматью» (обвинения со стороны представителя Минфина США в коррупции в адрес Владимира Путина) не комментирует; что пока пришли к выводу — каких-то особых мер для защиты заявителей о коррупции не нужно; что идеи некоторых депутатов о полном запрете на предпринимательскую деятельность для родственников чиновников — «это популизм»; и что в борьбе с коррупцией власти готовы пользоваться информацией разных представителей гражданского общества, не только Общероссийского народного фронта. Но, например, в расследовании Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) по поводу сыновей генпрокурора «никаких фактов, обвиняющих именно генпрокурора в нарушении каких-то законов, я не нашёл, не стоит выеденного яйца».

Видимо, в рамках заявленного курса на усиленный поиск коррупции на региональном уровне ФБК пока стоит «потренироваться» в своих расследованиях на районных прокурорах.