37 предпринимателей подписали манифест в поддержку Алексея Навального. Все они ведут свой бизнес в интернете и относят себя к представителям «экономики знаний» - в противовес тем, чей бизнес основан «на марже от продажи нефти». Предприниматели утверждают, что заключают с Навальным «социальный контракт» и ожидают от политика «защиты верховенства закона, поддержки независимых судов, реальной подотчетности чиновников обществу».
В приговоре Алексею Навальному и Петру Офицерову они видят «недвусмысленный сигнал», что «любого предпринимателя можно осудить за то, что он покупает и продает товары или услуги. Фактически, весь российский бизнес поставлен в один ряд с уголовниками». Подписанты говорят о тысячах предпринимателей, которых суд отправил за решётку по сфабрикованным обвинениям. «Мы видим, как чиновники принуждают бизнес к коррупции, а парламент скоропалительно принимает законы, драматически влияющие на деятельность целых отраслей», - пишут они.
Алексей Навальный: путь от «Яблока» до приговора суда >>
«Власть уже не может убедить никого, что если ты не участвуешь в политике, к тебе не придут рэкетиры», - говорит Носик. В пример он приводит историю с бывшим владельцем компании «Евросеть» Евгением Чичваркиным. В 2009 году он вместе с другими сотрудниками компании был обвинен в похищении человека и вымогательстве. Несмотря на то, что два года спустя все фигуранты уголовного дела были оправданы судом присяжных, свой бизнес в России Чичваркин потерял. Сейчас он живет в Великобритании.
«Чем больше примеров того, когда люди молчали, а у них все равно все отняли, тем меньше люди верят, что молчание – это выход», - заключает эксперт.
Председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко считает, что уголовные дела подписантам не грозят. Он отмечает, что их поступок не следует ставить в один ряд с уголовным делом против Навального и «делом экспертов», которое предположительно стало причиной отъезда из России известного экономиста Сергея Гуриева «Эти дела имеют под собой вполне конкретный политический мотив, направленный против конкретных фигурантов», - говорит политолог. Тогда как подписанный предпринимателями манифест – результат раскола, который обозначился в обществе в декабре 2011 года. «Общество разделилось на патерналистское большинство, которое пока с властью мирится и активное меньшинство, которому мириться с ней все труднее», - поясняет Макаренко. В результате этих событий, по его словам, появились фигуры, подобные Алексею Навальному и Михаилу Прохорову, которым, пока еще несмело, активное меньшинство выражает свою поддержку.
Бизнесмены, подписавшиеся в поддержку Алексея Навального:
Антон Арнаутов – FutureBanking.ru, Вадим Асадов – предприниматель, Алексей Бабин – Clickberry, Денис Белов – Boutique.ru, Шахар Вайсер – основатель GetTaxi, Юрий Вировец – Headhunter, Филипп Гладков – Pixonic, Антон Гопка – ParaClassics, Анастасия Зотова – bitclass.ru, Михаил Иванов - «Манн, Иванов и Фербер», Елена Ихсанова – ParaClassics, Роман Корнеев – Кинокадр, Александр Кульков – Firmbook, Камиль Курмакаев - «Викимарт», Алексей Ланкин – WallSTR, Анна Либерман - «Пространство идей», Данил Либерман – Brothers Ventures, Мария Либерман - «Пространство идей», Ольга Ловкова - «Постель для сборки», Виктор Лысенко – предприниматель, Михаил Лялин – предприниматель, Елена Масолова – Eduson, Гаджи Махтиев – Kanobu, Диляра Мингалиева - Dish.fm, Сергей Молоствов - Innohome group, Илья Мутовин – Zoon, Дмитрий Навоша - Sports.ru, Валентин Преображенский – Votepoller, Станислав Сажин - Доктор на работе, Илья Салтанов - Sports.ru, Алексей Сорокин – Organik, Сергей Сушенцев - Rocket Internet, Виталий Таций – Kinopoisk, Михаил Трофимов – Ideafx, Максим Фалдин - «Викимарт», Сергей Филонов – Aviamarket, Жанна Шарипова – Dish.fm.