Мария Гайдар: «У нас всё наладится»

Мария Гайдар. Фото: Евгений Биятов, РИА Новости

Она была активисткой оппозиционного власти СПС и даже висела под мостом с плакатом «Верните народу выборы, гады!». Но в 26 лет стала самым молодым вице-губернатором России.

   
   

«АиФ»: - Мария, читатели «АиФ» утверждают, что люди, занимающие­ся политикой, преследуют цель попасть на хлебную должность и ради этого готовы даже продать душу дьяволу.

М.Г.: - В органах власти можно работать честно, но само решение работать во власти и есть тот самый компромисс, неважно как его называть - продажей души дьяволу, сделкой с совестью, уступкой ради дела или как-то ещё. Изначально у меня не было подобных планов - перед глазами был пример папы. Зная, что он честный и искренний человек, было больно наблюдать ту грязь, которая на него выливалась. Но начиная с 2003-го мне перестало нравиться то, что происходит в стране, и возникло желание этому противостоять. Я стала искать созидательное и положительное движение, куда можно было бы влиться в качестве волонтёра, но не нашла. И мне с друзьями пришлось создавать движение «Да!» с нуля. Где-то я прочитала о том, что мы не обязаны изменять мир к лучшему, но мы не должны от этого уклоняться.

На взятку намекали

«АиФ»: - Если не секрет, какая у вас была зарплата в период работы вице-губернатором Кировской области?

М.Г.: - 60 тысяч рублей.

«АиФ»: - Неужели вам не пытались всучить взятку?

   
   

М.Г.: - Такие попытки были всё время. Но это не значит, что тебе сразу приносят деньги. Сперва приводят «знакомых», которые утверждают, что хотят тебе «помочь», что жизнь так устроена и эти деньги всё равно кто-то получит. Помню, ехала в поезде, подсели два мужика и долго объясняли, что всем будет очень плохо, если сейчас у них не сложится с проектом. Но практика показывает, что, если ты дейст­вительно честно работаешь, предлагать перестают.

«АиФ»: - А с мужским шовинизмом сталкивались?

М.Г.: - В России принято считать, что если у тебя нет своих детей, значит, ты вообще не понимаешь в жизни, и уж тем более в политике. Кроме того, мужчины изначально предполагают, что за женщиной кто-то стоит, а если нет, её всегда можно легко подвинуть, пока серьёзные люди о чём-то договариваются.

«АиФ»: - В 26 лет без опыта и знаний вы в Кировской области занялись реформами здравоохранения, по поводу которых один кировский врач сказал: «Разрушительная часть реформ осуществляется, а созидательная - нет. У нас, чтобы зуб выдернуть в Нагорском районе, нужно проехать 70 км до следующего районного центра, а там тебе скажут, что талона нет...»

М.Г.: - Естественно, когда ты что-то меняешь, недовольные есть всегда. Это ужасно, когда рядом нет больницы, но ещё ужаснее, когда больница есть, но пациенту там не могут оказать медицин­скую помощь. В Кировской области было большое количество больниц, в которых не было ни одного врача, а только средний медперсонал. Была масса хирургических отделений без врачей-анестезиологов, гинекологических - куда гинеколог приезжал раз в неделю. В районах Киров­ской области каждый третий в год по 3 месяца лежал в больнице. Больницы были заинтересованы держать людей как можно дольше. Диабетикам бесконечно ставили капельницы, хотя им нужна была другая помощь. Многие из них умирали. Язву лечили при помощи резекции (удаление. - Ред.) желудка, хотя во всём мире её давно лечат при помощи уколов. Поэтому мы стали эту систему переделывать: подготовили 2000 врачей общей практики, которые в определённые дни ведут приём в каждом населённом пункте.

«АиФ»: - На митингах оппозиции бываете?

М.Г.: - Хожу, но не выступаю. В Координационный совет оппозиции не вошла, т. к. не видела в этом необходимости. Митинги все и так научились отлично организовывать, а с точки зрения представительности, мне кажется, присутствия Алексея Навального, Дмитрия Быкова и Ксении Собчак вполне достаточно.

Мария Гайдар была отпущена из отдела внутренних дел «Пресненское», куда она была доставлены после задержания во время акции «Марш несогласных» на Пушкинской площади. Источник фото: Максим Авдеев, РИА Новости

«АиФ»: - А ведь о Ксении Собчак вы раньше нелестно отзывались: «В ней подтверждаются все негативные ожидания, которые есть у людей по поводу нашего поколения. Я не говорю, что корысть, пошлость, жадность - её собственные качества, но она их олицетворяет...»

М.Г.: - Так и было во времена «Блондинки в шоколаде», в программе «Намедни» с Парфёновым Ксения, покупая перчатки за 2 тыс. долларов, заявляла, что люди «просто не умеют красиво жить». На меня сильное впечатление произвело её выступление на проспекте Сахарова. Когда люди начали её освистывать, она не испугалась и не убежала, а продолжила дальше говорить. Это был поединок Собчак со стотысячной толпой. Для этого надо иметь сильный характер.

«АиФ»: - А с Навальным вы пересекались в Кирове в период работы вице-губернатором? Он реально «рулил» лесом, воровство которого ему сейчас приписывают?

М.Г.: - Пересекались, он «рулил» как советник Никиты Белых. Надеюсь, Алексея не посадят. Дело это, на мой взгляд, сфабрикованное. Над ним все в Кировской области смеются. Даже местная прокуратура много раз пыталась его закрыть. Понятно, что есть определённый политический заказ, ведь ничего другого найти на Навального просто не смогли. Скорее всего, ему дадут условный срок, который нейтрализует его с точки зрения участия в выборах, сильно ограничит в передвижениях и, конечно, снизит качество жизни. Хотя не исключаю, что могут дать и реальный срок. 

А куда «валить»?

«АиФ»: - А как относитесь к разговорам типа: «Надо валить из страны, ничего хорошего здесь не будет»?

М.Г.: - Эти разговоры происходят из-за завышенных ожиданий. Да, у нас многое вызывает неприятие. Сажать в тюрьму активистов митинга 6 мая или молодых девушек из «Пусси Райот», зная, что такое наша тюрьма, - это дикость. Достали и неэффективная система, и коррупция, и климат. Но у образованной молодёжи здесь больше возможностей, работая честно, быстро сделать карьеру и получать высокую зарплату. И потом, куда «валить»? Многие из тех, кто так говорит, даже английского не знают. Надо пытаться здесь сделать жизнь более комфортной. Не сразу, конечно, но всё у нас наладится.

Читайте также: Дочь Гайдара займётся преобразованием системы здравоохранения в Москве >>