Чачия Александр Александрович 18:24 07/08/2009
Я гражданин Грузии. Поэтому могу принимать участие в политической жизни только в Грузии. Я принимал участие, и политическую партию возглавлял и так далее, но процессы пошли в русле насильственного свержения власти и смены одной марионетки другой, поэтому все процессе затормозились. В российской общественной жизни я принимать участия не могу, потому что я не гражданин России, но выразить свое мнение по поводу процессов, которые в России происходят, - это нормально. Тем более что мое отношение доброжелательное, я знаю, что будущее грузинского народа зависит от того, какое место в мире будет занимать Россия, пойдет ли она по пути становления в качестве мировой державы или замыкания в своем искусственном пространстве, начнет здесь чахнуть и распадаться. То, что происходит в течение последних лет, вселяет надежду. Но, опять-таки, не совсем правильные идут процессы. Стали говорить о том, что Россия может существовать как великая держава или вообще не существовать, это правильная формула, но для того чтобы быть великой державой нужна великая идея, вот с идеями здесь плохо. Россия стала великой державой, когда стала именовать себя Третьим Римом, защитницей христианства во всем мире. Она стала великой державой, когда провозгласила реальное воплощение коммунистической идеи своей целью, это еще более популярная идея была в мире, еще больше народу потянулось. Сейчас у России нет идеи. Нет мирового проекта. То, что Чубайс заявил, что будем либеральной империей, - это не идея. Либеральная империя в мире есть, это США. И вот деятельность либеральной империи какую вызывает реакцию у народов – это мы видим на примере отношений США и Латинской Америки. Это не путь для развития России, это чуждый русскому национальному сознанию путь. Нужен мировой проект. Надо этим российской политической интеллектуальной элите надо думать. В этом смысле могу выразить свои мнения. Но я очень жестко реагирую, может быть, поэтому создается ощущение, что я участвую в российской политической жизни, но я очень жестко выступаю против нападок на советское время. Я считаю, что этот период – это мой период, я к нему имею прямое отношение, это была единая страна, наша родина – СССР, и я имею право высказывать свое отношение по поводу того периода. Это не так некорректно, как если бы я высказывался по отношению к нынешней действительности в России.
Считается, что копаться в прошлом и выставлять напоказ свои рубища – это черта русского национального характера. Это неправда. В русском национальном характере преобладает другая черта, как в характере любого другого патриархального традиционного народа. Это черта возвеличивания своих предков, предания им еще большего ореола величия и святости, чем, может быть, это на самом деле было. Это есть. А то, что копаться и заниматься самобичеванием – это привнесено, вброшено посредством российской интеллигенции в массы, в СМИ, явно извне. Чтобы обезоружить народ, надо его поставить на рельсы покаяния. Все, кого сейчас называем совестью нации, они выплывали периодически на экран телевидения и призывали народ каяться. Надо каяться за Ивана Грозного, за Сталина, за 37-й и так далее. Так потихонечку шли, сейчас дошли до победы. Когда у человека отнимаешь гордость за свою историю, за своих предков, тобой потом очень легко манипулировать. Это абсолютно противоестественно и противно русскому национальному сознанию. Патриархальному православному сознанию. Не найдете никого в русском или грузинском обществе, кто спросит: какими были твои родители, дедушка и бабушка? И чтобы человек ответил: мои родители были подонками, а бабушка и дедушка – негодяи. Такого нет. А что, среди тех поколений не было подонков и негодяев? Были. Но это желание облагородить, предать им только положительные черты – это свойство национального характера. Поэтому то, что мы слышим в СМИ, обливание грязью прошлых поколений – это все привнесено, это делают люди, которые за это хорошо получают от кого-то. Иначе объяснить это я не могу. Людям надо вбить в голову, что твои отцы и деды подонки и негодяи, строили подлое общество. Какая это обида, мне, например, слышать, что мой отец, моя мать верили в палача и душегуба! Что я должен думать о своих родителях? Разорвать, прекратить преемственность поколений – значит разорвать нацию. Нация – это единство прошлых поколений, нынешнего и будущих поколений. Вбить клин между ними – задача людей, которые этим усердно занимаются многие годы.
AIF.RU Ведущий конференций 18:30 07/08/2009
Каков ваш прогноз как политолога о будущем отношений России и Грузии?
Чачия Александр Александрович 18:30 07/08/2009
Мы не разойдемся, мы не расходились и не разошлись сейчас тоже. То, что более миллиона грузин сейчас живут и работают в России, то, что я здесь сегодня нахожусь, те теми, которые мы обсуждаем с общей болью, сколько у нас общих тем сегодня, - все это свидетельствует о том, что мы не расходились. Нас нельзя развести. Так просто взять и развести, как это представляется кому-нибудь в Госдепе США, это не получится, потому что существует историческая память, существуют родители и деды у людей. Все это стереть нельзя. Несмотря на все эти войны, которые мы пережили. У меня какие отношения личные были дружеские с абхазами и осетинами, такие и остались. Точно так же у тысяч и тысяч грузин. Стереть это даже после крови не получается, потому что люди знают, что мы связаны. Как это так, мой отец был другом отца конкретного абхаза. Как мы можем это забыть? Если мы от этого отрекаемся, значит, мы от отцов своих отрекаемся. Поэтому я убежден, что все это пройдет. Это пена. Представьте себе, что произошла катастрофа огромного масштаба – крушение СССР, рухнуло что-то огромное, пошла пена, мусор, так бывает всегда. Держится она пока, но думаю, что ветер истории ее сметет.