Наплыв беженцев и бунт врачей. Что беспокоило общество в уходящем году

Итоги года

   
   

Нужные! Беженцы могут спасти нас

Около миллиона бегущих от войны людей - это благо для России или обуза? 

Если бы не помощь простых россиян, тысячи обездоленных жителей Донецкой и Луганской областей остались бы без крова и пищи. Госпомощь, конечно, была, но она иногда запаздывала. «АиФ» писал о тех, кто вопреки законам бизнеса закрывал частные гостиницы, дома отдыха для постояльцев и отдавал все места матерям с детьми, раненым, подавленным людям, которые чудом избежали смерти. Это естественная реакция людей, но за ней должна следовать продуманная государственная стратегия, считает Вячеслав Поставнин, глава фонда «Миграция ХХI век»:

- К нам приехали наши соотечественники. Причём люди в основном образованные, среди них немало высококвалифицированных врачей, рабочих. И что мы для них делаем? Статус беженца получили всего 200 человек. И это понятно: нужно собрать большой объём документов, а у беженцев порой и паспорта с собой нет. Но вот получить временное убежище гораздо проще, и 300 тысяч украинских граждан его получили. С этой бумагой можно работать, снимать жильё, получить доступ к медобслуживанию. Однако оказалось, что даже бланков напечатали так мало, что большинство этого документа на руках не имеет!

Сейчас в связи с экономическим кризисом гастарбайтеры из Средней Азии потянулись домой. Ситуация благо­волит, чтобы их места заняли близкие нам по духу люди. И не надо говорить, что сейчас не время. В 90-е гг., когда наше положение было в разы хуже, мы смогли принять 10 млн человек из всех республик бывшего СССР, а сейчас не можем миллион?

Бунт врачей

В этом году Россию захлестнули протесты врачей.

Бастующие врачи, голодающие врачи, врачи, увольняющиеся в знак протеста, - такого в истории российского здравоохранения ещё не было.  

   
   

В апреле началась забастовка ижевских педиатров. Врачи выступили против задержек части зарплаты и рабских условий труда (по 1,5-2 смены каждый день, ночные дежурства, вызовы). В Североморске объявили голодовку несколько врачей поликлиники. Во Ржеве Твер­ской обл. на женщин-педиатров и медсестёр местный минздрав инициировал судебное дело - за то, что 8 женщин публично пытались докричаться до чиновников: невозможно лечить детей, когда вовремя не платят деньги, когда в детской поликлинике бегают крысы, а стены обваливаются на пеленальные столы! Суд врачей оправдал. В сентябре начали голодовку врачи «скорой» Уфы. А с конца ноября началась Всероссийская акция протеста медиков в С.-Петербурге, Ижевске, Уфе, Екатеринбурге, Ульяновске, Оренбурге, Перми, Владивостоке, Омске, Моздоке, Иркутске...  

«Причины голодовок и забастовок - часто просто нежелание определённых руководителей вести открытый диалог с профессиональным сообществом,  - поддер­жал врачей Л­еонид Рошаль, президент Национальной медицинской палаты. - Опыт участия в прекращении акций протеста педиатров в Ижевске и медработников «скорой помощи» в Уфе показал, что можно было выполнить все основные требования бастующих и без голодовок». 

Однако в законодательстве остаётся ещё немало прорех, дающих простор местным чиновникам для манипуляций с бюджетными средствами в своих интересах.

Зимнее время

В конце октября Россия вернулась к зимнему времени, переведя в большинстве регионов стрелки на час назад. Стала ли страна жить в ритме с солнцем?

«Принятые депутатами поправки к закону «Об исчислении времени» изменили ситуацию к лучшему, но не сделали её идеальной, - считает Ярослав Тимин, автор двух проектов по введению поясного времени в России. - Перед 3-м чтением законопроекта в Госдуме в его текст внесли изменения, которые преградили ряду регионов уже расчистившийся было путь к поясному времени - тому самому солнечному времени, под которое изначально «заточен» наш организм. В 8 регионозонах солнечное время сейчас опережается примерно на 1,5 часа».

Но и в тех регионах, где, по задумке депутатов, ситуация должна была прийти в норму, звучат недовольные голоса. «Реформа вроде бы начиналась хорошо. Но в итоге всё сделали так, будто её и не было, - говорит Владимир Беспалов, заслуженный учитель РФ, автор публикаций о часовых поясах. - Например, Пермский край, Башкортостан и Оренбургская область изначально должны были оказаться в часовом поясе МСК+1, но не оказались. На Камчатке разницу с Москвой увеличили до 9 часов, а этого делать было нельзя. Чита раньше опережала поясное время на 2 часа, а сейчас живёт по нему: там восход солнца в 8.32. Однако часть населения просит вернуть летнее время. Вообще многое тут зависит от того, во сколько у человека начинается работа или учёба: если восход почти совпадает с этим моментом, зиму пережить легче. Ещё важно, где человек живёт: на востоке часового пояса или на западе. Скажем, жители восточной части Саратовской области выступают за летнее время, а жители западной - за зимнее».