Хулиган и комсомолка
«...Ждала мужа из армии. В мой день рождения вдруг приходит от него по почте посылка в большой коробке. А мне тогда сапоги так нужны были. Думаю: неужели догадался? Открываю — а там два десятка дощечек из пенопласта с картинами. Это он в армии рисовал: в ящиках из-под снарядов много пенопласта оставалось, вот и пускал в дело», — рассказывает Светлана историю висящей на стене картины, где изображена влюблённая пара под зонтом. В противоположном углу кабинета — начатый карандашом пейзаж. Рисовал Владимир Зайцев с детства. На пенсии стал вышивать, втянул жену. На стенах их красивой, уютной квартиры множество картин с вышивкой и семейные фотографии. В этом году они отметили полвека совместной жизни.
Светлана и Владимир учились в одной школе. Она — комсомолка, красавица. Он — хулиган, стоял на учёте в детской комнате милиции, рос без матери, с отчимом. Мог бы запросто оказаться на улице, если бы не Света. Она была секретарём комсомольской организации в школе. Решила мальчишек приучать к культуре — организовывала походы в кино, концерты, игры вроде КВН. «Подобралась компания — я, Мишка, Сергей и Света, — рассказывает Владимир Владимирович. — Мы все тогда были в неё влюблены. До сих пор не понимаю, почему меня выбрала».
Закончили школу. В 1967–1968 годах по стране гремели комсомольские стройки, и вся компания рванула в Томск, где устроилась на шарикоподшипниковый завод. «Жили мы коммуной, — вспоминает Владимир Зайцев. — Зарплату складывали в общий котёл и распределяли: часть на продукты, другую — родителям отправить, ещё на театр, одежду».
1 мая 1969 года сыграли свадьбу в общежитии. «Для угощения купили большой торт. Мы таких раньше не видели — необыкновенные, с украшениями, — говорит Светлана. — Положили его на кровать. А в комнатке тесно, и в разгар танцев Сергей случайно сел на него... Разрезали и съели прямо со следами от штанов. А что делать — денег на другой не было».
Вскоре ребят забрали в армию. А после все поступили в институты. Владимир окончил физкультурный, Светлана стала учителем математики. «Я был директором бассейна, жена в школе стала завучем, — делится Владимир Зайцев. — Всё у нас хорошо. И вдруг жена говорит мне: „Володя, у нас всё есть. Машина, трёхкомнатная квартира, мы уже плесенью скоро покроемся. Давай махнём куда-нибудь?“ Махнули. В Новый Уренгой. Из тепла в минус 40. С двумя пацанами 13 и 7 лет».
«Двухкомнатный» вагончик
О работе по специальности не было и речи — в газовой столице страны требовались рабочие руки. Владимир устроился сантехником, Светлане предложили уроки домоводства в школе. «Через два месяца нам выдали вагончик, и я из него сделал двухкомнатную квартиру, — рассказывает Владимир. — Мы такие счастливые были. Идут по трассе большие грузовики — вагончик качается. Особенно запомнилась одна ночь. Прорвало трубу отопления, и у нас было всего несколько часов, чтобы найти и устранить аварию, — иначе все трубы замёрзнут. Ночь, прожектора, копают экскаваторы. Вокруг ямы — десятки женщин с детьми, смотрят на нас как на богов. От нас зависело их дальнейшее существование. Ключ на мёрзлой трубе срывался, руки обжигало паром. Наконец залатали, котельную запустили, выдохнули...»
В Москву, в Москву...
А потом им дали 13-метровую комнатку в коммуналке в настоящем доме — это было счастье. «Вскоре в жизни города начался перелом, борьба за то, чтобы мужчин с производства вернуть в школы, — продолжает Светлана. — Володя уходит в школу учителем физкультуры, а ещё заведует школьным бассейном. Меня тем временем переводят из школы в ответственные секретари общества „Знание“, потом выдвигают на должность замсекретаря парткома. Генеральный директор „Уренгой Газпрома“ предложил руководить пресс-центром, который объединял газеты и телевидение предприятия с 15 тыс. работников. К нам тогда многие высокопоставленные руководители приезжали — посмотреть, как живём: Горбачёв, Рыжков с супругой, депутаты. Помню, жена Рыжкова удивлялась детским садам: мол, в Москве таких тогда не было. А у нас для детей всё делали, каждое лето на 2 месяца отправляли на море. Даже коров привозили, чтобы свежее молоко было. Мы ведь почти круглый год в зиме жили, морковка, картошка, молоко — всё в сушёном виде».
Следующий этап жизни Зайцевых продолжился в Москве. Переехать в столицу пришлось в 1995 году из-за тяжёлой болезни Светланы. Столичные врачи сделали невозможное — и снова на работу, в службе по связям с общественностью «Газпрома» уже в столице. Владимир устроился работать в фитнес-центр с бассейном. Но и выйдя на пенсию, дома ни дня не сидели: бальные танцы, английский, хор, волейбол, театр, путешествия...
На вопрос, каков рецепт семейного счастья, супруги отвечают по-разному. «Вместе должно быть интересно, — уверена Светлана. — Нужно постоянно находить новые занятия, получать новые эмоции, делиться ими друг с другом. Тогда бытовые проблемы уходят на второй план».
«Женщинам нужно помогать, — считает Владимир. — Им ведь намного труднее, чем нам, приходится. Я сам от домашних дел никогда не отлынивал. Сейчас гладить бельё научился. Готовить тоже умею — плов, шарлотку запросто сделаю. И спустя 50 лет мы остались такими же влюблёнными, сохранили романтику и нежность в отношениях».
Смотрите также:
- Как война привела в науку. «Выдающийся учёный XXI века» живёт в Обручевском →
- Любовь родилась в походе. Супруги Смирновы отметили «золотую» свадьбу →
- Простой герой. История жизни ветерана Юрия Коломийца →