Московские власти постепенно исправляют ситуацию с избыточной маятниковой миграцией, рассказал мэр российской столицы Сергей Собянин в блоге на своем персональном сайте.
По его словам, за последние восемь лет в бывших промзонах, Новой Москве и других удаленных от центра территориях было построено порядка 15 млн кв. м магазинов, офисов, технопарков и прочих коммерческих объектов, генерирующих новые рабочие места.
Собянин назвал маятниковую миграцию проблемой многих мегаполисов, но в Москве она достигла запредельных масштабов. Так, по его словам, несколько лет назад 3,5 млн человек ежедневно по утрам направлялись в центр, а по вечерам – обратно. Между тем если в 2010 году в центре Москвы было сконцентрировано 43% рабочих мест, то сегодня их доля снизилась до 35%, что говорит о выравнивании ситуации. В то же время за пределами Третьего транспортного кольца (ТТК) еще довольно сильно ощущается дефицит рабочих мест. В связи с этим власти решили ввести для инвесторов, создающих места приложения труда за пределами центра, финансовые льготы.
Мэр пояснил, что в столице много лет действует порядок, по которому в первый год строительства или реконструкции здания застройщик платит в бюджет за земельный участок дополнительный повышенный платеж, размер которого зависит от плотности застройки и составляет от 5% до 80% кадастровой стоимости.
Власти Москвы решили отменить этот платеж при строительстве или реконструкции зданий коммерческого назначения за пределами ТТК. В то же время останется платеж при строительстве жилья или апартаментов, пояснил Собянин.
Он добавил, что такая мера будет выгодна и городу, и москвичам, и бизнесу. По данным Собянина, льгота снизит себестоимость строительства или реконструкции зданий коммерческого назначения на 8-10%. Кроме того, уменьшение маятниковой миграции улучшит транспортную и экологическую ситуации, а москвичи смогут устроиться на работу ближе к дому.
По мнению партнера Citymakers Петра Кудрявцева, такая инициатива позволит запустить простаивающие проекты коммерческой недвижимости за ТТК, а это создаст локальные центры деловой активности и приведет к развитию районной инфраструктуры, что также повлечет за собой повышение качества жизни. Эксперт также отметил важность баланса функций в данных проектах, чтобы не было перегрузки существующей социальной и транспортной инфраструктуры и общественных пространств. Кроме того, по его мнению, важно к деловым функциям добавить функцию культуры, спорта и образования разных масштабов, чтобы ускорить процесс децентрализации города.
Президент «Галс-Девелопмент» Виктор Адамов, в свою очередь, отметил позитивный экономический эффект принятого решения и выразил мнение, что оно поспособствует росту инвестиций в коммерческую недвижимость и экономическому развитию Москвы. Он считает, что принятые в отношении инвесторов экономические льготы помогут восстановить баланс между объемами жилой и коммерческой недвижимости, а также создать новые возможности для развития бизнеса в московском регионе.
Директор по информационным технологиям в Тель-Авиве Лиора Шехтер также рассказала, что, в ее представлении, в городе будущего должно быть, в первую очередь, меньше перемещений. «Мы уже работаем над этим в Тель-Авиве», – отметила она, пояснив, что в каждом микрорайоне и у каждой дороги есть свои магазины и рабочие места. У людей нет необходимости ехать в центр города или другие районы, и они имеют все нужное для жизни рядом с домом, что очень важно, подчеркнула эксперт.
Смотрите также:
- Жить, ездить, дышать. Какие московские проекты не имеют аналогов в стране? →
- Вложения в людей. Почему в городе живут долго? →
- Что ждет москвичей в будущем →