«Московская реставрация»: конкурсная комиссия выбирает лучших из лучших

Девятый раз конкурсная комиссия Правительства Москвы выбирает лучшие проекты в области реставрации и популяризации объектов культурного наследия.

   
   

Всем архитектурным миром

«Конкурс «Московская реставрация» по праву можно назвать одним из самых значимых в нашей профессиональной отрасли, – говорит руководитель столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов. – Отрадно, что год от года реставраторы держат очень высокую планку качества работ. И жюри совсем непросто выбрать лучших из лучших».

Лауреаты конкурса «Московская реставрация – 2019» будут объявлены в декабре в номинациях: «За лучший проект реставрации и/или лучший проект приспособления к современному использованию», «За высокое качество ремонтно-реставрационных работ», «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ», «За научно-исследовательскую работу и/или научно-методическое руковод­ство».

«Среди номинантов этого года, – уточняет Емельянов, – проекты реставрации таких важных объектов, как город­ская усадьба Каратаевой – Морозова, исторические фонтаны Центральной аллеи ВДНХ, ансамбль Миусского трамвайного депо, художественные надгробия Донского монастыря, театр «Современник».

«Этот конкурс – важное событие не только для его участ­ников, – продолжает вице-президент Российской академии художеств, ректор Москов­ского архитектурного института Дмитрий Швидковский. – В нём, по существу, участвует весь архитектурный мир Москвы и России. В других городах, даже в Санкт-Петербурге, такого конкурса нет. Выявление лучшей из многочисленных работ показывает, насколько серьёзно происходит реставрация и городу возвращается его замечательный облик».

Уйдёт ли почин в регионы?

По словам ректора ­МАРХИ, конкурс серьёзно влияет на практику реставрации. Его всегда популяризируют в вузе – и студенты, работая с историческим наследием, понимают, к чему надо стремиться.

«Я большой сторонник этого конкурса, – присоединяется почётный реставратор Москвы, главный архитектор фирмы «МАРСС» Григорий Мудров. – Он во многом позволяет понять уровень, которого наша отрасль достигла в Москве. А он действительно очень высокий. В нашей профессии нельзя замыкаться только на своей работе. Есть поговорка: «Волка кормят ноги, а реставратора – глаза». Нам надо видеть и понимать, что происходит, как себя чувствует дело сохранения памятников».

   
   

По словам Мудрова, комиссия оценивает работы тоже по самой высокой планке, учитывая в проведённой реставрации степень «открытия» памятника, новизну технических решений и оптимальность подобранных технологий, а также научно-методический подход.

Внимательно и с большим интересом следит за конкурсом столичная общественность.

«Мы ощущаем, что происходит не просто реставрация отдель­ных объектов, но улучшается городская среда, – поясняет почётный председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галина Маланичева. – Конкурс способствует сохранению облика Москвы. Из общения с регионами понимаю – они хотели бы наладить у себя такую работу. Это положительный опыт, который, как мне кажется, надо распространять в те прекрасные города, где сохранилось изумительное архитектурное наследие».

Кстати

За 8 лет в конкурсе приняли участие 290 претендентов, представив 140 городских объектов. В 2019 г. подано 96 заявок по 48 объектам. Среди них 19 строений гражданской архитектуры, 2 – промышленной, 10 городских усадеб, 4 культовые постройки, 4 объекта садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры, 4 – монументального искусства, 2 – археологического наследия и 1 достопримечательное место. Ещё 3 проекта представили молодые таланты.

Смотрите также: