Центр реабилитации и образования № 7 многие называют «Лесной школой». Это название не официальное, а скорее «домашнее», причём в буквальном смысле: для ребят, которые попадают сюда, центр, работающий при активной поддержке Департамента труда и социальной защиты Москвы, действительно становится вторым домом, с которым так не хочется расставаться. Да и расположен он практически в лесу, так что имя вполне подходящее.
«Скучаю по вам», «Как хочется приехать опять», «Республика, ты часть меня», — такие слова в социальных сетях ребята посвящают центру, с которым успевают сродниться всего за три недели. Но это такие недели, которые оставляют значительный след в жизни ребят.
Прежде всего детям с инвалидностью здесь стараются по мере возможностей помочь почувствовать себя лучше, закрепить результаты лечения, провести реабилитацию максимально эффективно. Да и способы реабилитации применяются такие, что ребята с богатым воображением воспринимают их как небывалые аттракционы. Судите сами: «жемчужные ванны», «инфракрасная сауна», «иппотерапия», «соляная пещера», «антигравитационная йога» — от одних названий поневоле просыпается любопытство.
А во-вторых, работа с детьми строится таким образом, что каждый день в центре заполнен событиями, так что скучать здесь не приходится никому. Вся территория учреждения представляет собой единое игровое пространство, — «Республику 7» — имитирующее маленькое государство. И каждый ребёнок играет в Республике свою роль: среди детей есть мэры, научные сотрудники, министры. То есть каждый включён в активную жизнь Республики и вносит свой вклад, одновременно развиваясь и приобретая новые навыки и знания. Ну и, разумеется, новых друзей.
«Дети, поступающие к нам, очень разные по состоянию здоровья, социальному статусу, реабилитационному потенциалу, семейной ситуации, — говорит директор Центра реабилитации и образования № 7 Светлана Войтас. — Поэтому каждому ребёнку уделяется особое внимание, с каждым ведётся индивидуальная работа. Основная наша задача — успешная интеграция детей с инвалидностью во все жизненные сферы общества, их социализация и в конечном счёте повышение качества жизни».
Для тела и для души
Саша Куликов прошёл курс реабилитации в «Лесной школе» всего дважды, но мечтает попасть сюда ещё не раз. И на вопрос о том, что больше всего ему нравится в центре, отвечает не задумываясь: «Всё!»
«Когда мы впервые попали сюда, то поняли, что это именно то, что нам нужно, — рассказывает Владимир Хавшабо, опекун Саши. — Здесь занимаются не только реабилитацией, но и образованием, и всесторонним развитием наших детей: проводится огромное количество культурных, познавательных, развивающих мероприятий. Сюда отправляешь ребёнка как в полноценный детский лагерь, в котором имеется масса возможностей для развития».
В семье Хавшабо десять детей, восемь из них приёмные, пятеро — с ограничениями здоровья. И все они тоже побывали в славной «Республике 7». Так что семья знакома с учреждением не понаслышке.
«Мои дети с большим удовольствием приезжают сюда, — продолжает Владимир Давыдович. — Здесь созданы все условия как для физического здоровья, так и для души: ребята занимаются творчеством, постоянно что-то придумывают, создают. Для нашего Саши это особенно важно, ведь он у нас пианист».
Надо сказать, что Александр Куликов — музыкант не совсем особенный: в детстве он перенёс непростую операцию на руках, и на первый взгляд его пальцы совершенно не приспособлены для игры на фортепиано.
«Ничего подобного, — возражает пятнадцатилетний пианист. — Я учился музыке точно так же, как и другие. Просто у меня руки устроены немножко по-разному, вот и всё. Но это не мешает мне сейчас исполнять ту же программу, что и остальные. Разумеется, я играю на фортепиано и в центре, здесь для занятий есть все условия. Да и сам процесс реабилитации мне тоже нравится, он довольно эффективный, после него возникает ощущение лёгкости. Надеюсь, что приеду сюда ещё не раз».
В центре жизни
Для Вероники Соколовой поездки в «Лесную школу» — это возможность почувствовать себя настоящим... репортёром. Девушка увлекается фото- и видеосъёмкой, а в Центре реабилитации и образования, помимо всего прочего, имеется маленькая телестудия, где ребята создают телепередачи и видеоролики о себе и своей жизни.
«В центре есть все возможности для самореализации: кружки, различные занятия, — рассказывает Вероника. — Что касается телестудии, то я пробовала себя в качестве оператора, снимая сюжеты, в роли корреспондента, когда брала мини-интервью у ребят, и даже в роли ведущей разных рубрик. То есть я на себе испытала, что значит быть „в кадре“ и „за кадром“. И поняла, что мне больше нравится быть „за кадром“, то есть освещать события как телеоператор. При этом у меня возникает ощущение, что я нахожусь в самом центре жизни».
Кроме съёмок девушка посещает «Клуб печенек», организованный психологом центра Ариной Миллер, где ребята ставят оригинальные спектакли, принимает участие в проекте «Волонтёрство» и старается быть в гуще самых интересных событий.
«Мы стараемся выстроить работу таким образом, чтобы наши дети жили полной жизнью, — говорит Арина Миллер. — Мы даём им возможность почувствовать, что, несмотря на ограниченные возможности здоровья, их жизнь тем не менее имеет огромные возможности для реализации самых смелых замыслов».
Смотрите также:
- Три языка и спорт не менее часа. Каким должно быть идеальное образование? →
- Другие, но понятные. Как дети с аутизмом меняют жизнь обычной школы →
- Директор «Артека»: путевку к нам нужно заслужить, а не купить →