Дата 28 августа 2024 года войдёт в историю отечественного железнодорожного транспорта. В этот день впервые в России запустили беспилотный поезд «Ласточка». Он начал перевозить пассажиров по Московскому центральному кольцу.
Сегодняшняя железнодорожная премьера на МЦК — результат долголетней кропотливой работы коллектива специалистов РЖД. Запуск беспилотной «Ласточки» на МЦК — это еще только четвертый уровень автоматизации, пояснили в компании.
Он продлится пару лет, во время которых составы будут курсировать с машинистами в кабинах. А на третьем уровне поезда окончательно попрощаются со своими вагоновожатыми.
Технологичная начинка
Беспилотную «Ласточку» пока трудно отличить от обычного электропоезда. Внешне она такая же, как составы, которые курсируют по железной дороге под управлением машинистов. «Беспилотник» выдает только наличие специальных видеокамер и датчиков, установленных внутри кабины машиниста.
Высокочувствительные оптические и электронные приборы требуются для того, чтобы оценивать обстановку на дороге. Они способны реагировать на изменение ситуации со скоростью, превышающей скорость реакции человека. В случае возникновения нештатных случаев, управление составом должно переходить в «ручной режим» операторов, которые дистанционно смогут «разрулить» возникшие проблемы.
Но на стадии внедрения решили не рисковать. Поэтому следить за работой беспилотных поездов пока будут машинисты непосредственно из кабины. Они нужны главным образом, чтобы контролировать посадку и высадку пассажиров. Но их присутствие в поездах — это вопрос времени.
На третьем этапе автоматизации один оператор на дистанции сможет управлять движением сразу нескольких поездов. Согласно планам РЖД, это должно произойти не ранее 2026 года.
«Финист» — ясный беспилотник
К этому времени «Ласточку» сменит новый поезд под названием «Финист». Его создадут на новой полностью российской платформе. Все комплектующие у него тоже будут отечественные.
Российские транспортники уже несколько лет активно внедряют современные технологии. Например, на трассе М4 «Дон» этим летом можно встретить беспилотные автомобили. От обычных они отличаются большим количеством установленного на них оборудования — датчиков, антенн и так далее.
Пока они двигаются по федеральной трассе с водителями в кабинах. Правда, в основном они следят не за дорогой, а смотрят в свои компьютеры.
Кроме того, в начале весны в Москве начались испытания первого беспилотного трамвая.
Его запустили по маршруту № 10 от станции метро «Щукинская» до остановки «Кулакова». Трамвай «бегает» с вагоновожатыми, но без пассажиров. Сообщают, что его пробег уже составил порядка 150 километров. Осенью обещают пустить с пассажирами. Задумываются столичные власти и о беспилотных поездах метро.