Абел Аганбегян, академик РАН, заведующий кафедрой РАНХиГС
Тратить с умом
Проект бюджета, одобренный правительством и внесённый в Госдуму, предусматривает значительное снижение расходов. С 16,7 трлн руб. в 2016 г. они упадут до 16,2 трлн руб. в 2019 г. Даже если взять в расчёт минимальную инфляцию (4% в год), то в реальном выражении это сокращение составит 14%. Это потянет вниз всю нашу экономику как минимум на 2,2% (расходы бюджета в составе ВВП занимают 16%), а на деле — намного больше, учитывая, что сокращаются статьи, обеспечивающие рост экономики.
Нужно не сокращать, а, наоборот, увеличивать расходы бюджета на 2-3 трлн руб. в год.
Для этого, во-первых, можно высвободить до 1 трлн руб. из тех бюджетных средств, которые безвозвратно направляются в национальную экономику. Эти вложения стоит заменить инвестиционным кредитом от госбанков с низким процентом (3-5%). Льготу по сниженной ставке мог бы возместить бюджет — на это потребуется на порядок меньше средств, чем высвободится. Из сэкономленных таким образом денег подавляющую часть следовало бы вложить в человеческий капитал — на подъём сферы «экономики знаний» (НИОКР, образование, информационные и биотехнологии, здравоохранение). В результате мы увидим их ежегодный рост сначала на 4-6% в год, а потом — до 8-10% вместо сокращения по 3%. Учитывая долю «экономики знаний» в ВВП (13%), одно это ускорит наш рост до 1,3% в год.
Во-вторых, при расходовании бюджетных средств следует воздержаться от чрезмерных авансов для министерств и регионов. По данным Счётной палаты, ежегодно до 1 трлн руб. из бюджета выделяется на проекты, которые так и не реализуются. А деньги при этом в бюджет не возвращаются. Если хотя бы наполовину улучшить использование этих средств, это даст ещё 0,5 трлн руб.
В-третьих, до 10-15% средств можно сэкономить на госзакупках, где цены, как показало детальное расследование, завышены на 20%. «Ростех» готов эксплуатировать единую электронную систему по госзакупкам и обещает в год экономить до 1 трлн руб.
Налог на роскошь
В-четвёртых, безболезненно для подавляющей части населения можно ввести повышенные налоги для предприятий, производящих сверхдорогие товары и услуги: занятых строительством элитного жилья, пятизвёздочных отелей, продажей дорогих автомобилей, яхт, ювелирных изделий и других предметов роскоши. Таким образом можно увеличить доходы бюджета ещё на 0,5 трлн руб.
Для того чтобы вывести страну на ещё большую траекторию экономического роста — по 4% в год и более, можно осуществить ещё две крупные меры. А именно — ежегодно заимствовать из части золотовалютных резервов по 15-20 млрд долл. (более 1 трлн руб.) и в виде кредита инвестировать их в реальный сектор — на технологическое обновление, ввод новых мощностей в высокотехнологических отраслях, обучение персонала за границей. При окупаемости этих проектов в течение 5-10 лет на это будет использовано с возвратом до 100 млрд долл. из 400 млрд долл. этих резервов.
2017 год нам стоит посвятить разработке единого среднесрочного плана на 2018-2020 гг. для всех предприятий и организаций, контролируемых государством. Они производят 70% ВВП страны. В рамках этого плана можно было бы разработать целостную финансово-кредитную программу. И только под эту программу, включающую целевые результаты финансирования, разрабатывать госбюджет развития на последующие годы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Отпустить тормоза. 5 экономических «привычек», мешающих России развиваться →
- Никита Кричевский: Латаем дыры. На что будем жить ближайшие три года →
- Есть ли у нас план? →