Запланируем рост. Как направить бюджет на развитие?

Абел Аганбегян. © / Из личного архива

Абел Аганбегян, академик РАН, заведующий кафедрой РАНХиГС 

   
   

Тратить с умом

Проект бюджета, одобренный правительством и внесённый в Госдуму, предусматривает значительное снижение расходов. С 16,7 трлн руб. в 2016 г. они упадут до 16,2 трлн руб. в 2019 г. Даже если взять в расчёт минимальную инфляцию (4% в год), то в реальном выражении это сокращение составит 14%. Это потянет вниз всю нашу экономику как минимум на 2,2% (расходы бюджета в составе ВВП занимают 16%), а на деле — намного больше, учитывая, что сокращаются статьи, обеспечивающие рост экономики.

Нужно не сокращать, а, наоборот, увеличивать расходы бюджета на 2-3 трлн руб. в год.

Для этого, во-первых, можно высвободить до 1 трлн руб. из тех бюджетных средств, которые безвозвратно направляются в национальную экономику. Эти вложения стоит заменить инвестиционным кредитом от госбанков с низким процентом (3-5%). Льготу по сниженной ставке мог бы возместить бюджет — на это по­требуется на порядок меньше средств, чем высвободится. Из сэкономленных таким образом денег подавляющую часть следовало бы вложить в человеческий капитал — на подъём сферы «экономики знаний» (НИОКР, образование, информационные и биотехнологии, здравоохранение). В результате мы увидим их ежегодный рост сначала на 4-6% в год, а потом — до 8-10% вместо сокращения по 3%. Учитывая долю «экономики знаний» в ВВП (13%), одно это ускорит наш рост до 1,3% в год.

Во-вторых, при расходовании бюджетных средств следует воздержаться от чрезмерных авансов для министерств и регионов. По данным Счётной палаты, ежегодно до 1 трлн руб. из бюджета выделяется на проекты, которые так и не реализуются. А деньги при этом в бюджет не возвращаются. Если хотя бы наполовину улучшить использование этих средств, это даст ещё 0,5 трлн руб.

В-третьих, до 10-15% средств можно сэкономить на госзакупках, где цены, как показало детальное расследование, завышены на 20%. «Ростех» готов эксплуатировать единую электронную систему по госзакупкам и обещает в год экономить до 1 трлн руб.

Нажмите для увелечения

Налог на роскошь

В-четвёртых, безболезненно для подавляющей части населения можно ввести повышенные налоги для предприятий, производящих сверхдорогие товары и услуги: занятых строительством элитного жилья, пятизвёздочных отелей, продажей дорогих автомобилей, яхт, ювелирных изделий и других предметов роскоши. Таким образом можно увеличить доходы бюджета ещё на 0,5 трлн руб.

   
   

В-пятых, нет ничего страшного в том, чтобы сохранять бюджет на 3% дефицитным до 2020 г. Это безопасно для экономики страны, как показывает опыт многих других государств. На этот дефицит не нужно тратить золотовалютные резервы, как частично это происходит сегодня. Для его покрытия надо выпустить долгосрочные государственные долговые бумаги на срок от 5 до 25 лет (в США они выпускаются до 40 лет, а в Японии до 50 лет), которые по самым низким процентам купят ЦБ, Внешэкономбанк, АИЖК и другие крупные инвестфонды. Получив такие долговые бумаги, инвестфонды смогут под их залог предоставлять недорогие инвестиционные займы надёжным коммерческим банкам, чтобы те в свою очередь кредитовали модернизацию народного хозяйства. Это может дать дополнительно 1-2 трлн руб. в год. Этих мер достаточно, чтобы нынешний проект бюджета стал бюджетом развития, обеспечив в 2019-2020 гг. прирост ВВП по 3% в год, что дополнительно даст 2,5 трлн руб. доходов.

Для того чтобы вывести страну на ещё большую траекторию экономического роста — по 4% в год и более, можно осуществить ещё две крупные меры. А именно — ежегодно заимствовать из части золотовалютных резервов по 15-20 ­млрд долл. (более 1 трлн руб.) и в виде кредита инвестировать их в реальный сектор — на технологическое обновление, ввод новых мощностей в высокотехнологических отраслях, обучение персонала за границей. При окупаемости этих проектов в течение 5-10 лет на это будет использовано с возвратом до 100 млрд долл. из 400 млрд долл. этих резервов.

Кроме того, можно занимать в международных финансовых организациях, у отдельных дружественных стран, у крупных иностранных инвестфондов по 20-30 ­млрд долл. в год — без риска, так как внешний долг у нашей страны — самый низкий в мире, всего 3% ВВП, тогда как в странах ЕС в среднем — 90%.

2017 год нам стоит посвятить разработке единого среднесрочного плана на 2018-2020 гг. для всех предприятий и организаций, контролируемых государ­ством. Они производят 70% ВВП страны. В рамках этого плана можно было бы разработать целостную финансово-кредитную программу. И только под эту программу, включающую целевые результаты финансирования, разрабатывать госбюджет развития на последующие годы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: