Вино как драйвер российской экономики

Валерий Васильев. © / Коллаж АиФ

В России в последнее время начали производить очень достойные вина, в том числе привлекая специалистов из европейских виноделен. Вот только объёмы производства малы, впрочем, как и объёмы потребления вина.

   
   

В среднем у нас человек за год выпивает 5,6 литра вина в год, а во Франции — 47 литров... Нет, я вовсе не призываю народ спиваться. Я сторонник замещения других, более опасных напитков. Например, крепких напитков средний россиянин выпивает уже 7,5 литра, а пива — и вовсе более 60... При этом пивной алкоголизм имеет очень тяжёлые последствия.

Та же Франция — мировой лидер по потреблению алкоголя, там специальный комитет по алкоголизму даже установил ежедневную норму потребления вина: 0,5 л на взрослого человека, ведущего сидячий образ жизни, и 1,1 л для людей, занятых физическим трудом. Но ни повальных смертей от алкоголя, ни поголовного алкоголизма там нет.

Производство тихих вин в России находится в зачаточном состоянии: в 2015 году у нас было произведено порядка 400 млн литров вина, а в Италии, например, 48 млрд литров. В 120 раз больше! Теперь сравните площадь Италии и наших южных регионов... К тому же до недавнего времени большая часть отечественного вина представляла собой непонятную субстанцию в картонных коробках из самого дешёвого импортного виноматериала.

Одна из главных проблем отечественных виноделов — нехватка виноградников. Общая площадь наших виноградников находится на уровне 90 000 га. По мировым меркам это очень мало. Даже в Румынии площадь почти в 3 раза больше, а в Испании — и вовсе в 14 раз.

К сожалению, разведение винограда имеет мало общего с культивированием зерновых культур, которыми так гордится Россия. Тут не получится весной посадить, осенью собрать урожай и радоваться. Для того чтобы из посаженного виноградника получилось достойного качества вино, должно пройти немало лет. А старых запасов не осталось: многие виноградники были уничтожены ещё в советское время на волне борьбы с алкоголем. Виноделие требует долгосрочных инвестиций. Но поскольку от государства виноделие раньше фактически никакой поддержки у нас не получало (в лучшем случае немного «гайки ослабляли»), виноделы нового поколения были вынуждены рассчитывать только на собственный капитал, заработанный ранее на других проектах.

Сейчас ситуация изменилась, правительство стало давать субсидии на посадку виноградников в размере 446 тысяч рублей на 1 га за 5 лет. Здорово, но это только часть стартовых расходов. Не менее важно предоставлять виноделам доступные кредиты, которые будут снабжать производителей «длинными» деньгами. Пока же многие банки предпочитают отказать в выдаче кредита под подобные проекты из-за высоких рисков неудачи.

   
   

Однако, по данным Минсельхоза, у нас наполеоновские планы по развитию виноделия в России: и 80% капитальных расходов на создание виноградников и уход за ними собираются компенсировать, как и 30% расходов на капельное орошение, возмещать не менее 30% расходов на оборудование, необходимое для виноделия, упростить лицензирование для производителей вина с защищённым географическим наименованием, передавать фермерским хозяйствам госземли, пригодные для виноградарства, с последующим выкупом, разрешить продавать вино на тематических ярмарках.

Прекрасные планы, вот только необходимых 79 млрд рублей в условиях постоянного сокращения расходов федерального бюджета может не найтись. Значит, нужны другие методы поддержки, не завязанные на субсидии. Например, упрощение лицензирования деятельности производителей вина с защищённым географическим наименованием. Сейчас практически невозможно определить (из-за отсутствия нормального учёта виноградников), из какого винограда сделано вино. Может быть, оно не из местного, а из импортного виноматериала.

Важно определиться с тем, кто всё-таки регулирует деятельность виноделов: Росалкогольрегулирование или Минсельхоз. Обязанности вот уже несколько лет поделены между этими органами. Для них проблем особых нет: каждый занимается своим вопросом. Производители же сталкиваются с разрастающейся бюрократией и длительными межведомственными согласованиями. Если даже один Минсельхоз принимает несогласованные действия (то планирует развивать виноделие и пополнить бюджет более чем на 1 трлн рублей, то собирается установить минимальные цены на тихие вина, сдерживающие спрос), что же говорить о согласованности работы двух ведомств... И почему-то никто не вспоминает о том, что популяризовать отечественные вина можно через общепит, разрешив кафе и ресторанам, не имеющим лицензии на крепкий алкоголь, предлагать посетителям российские вина.

В любом случае реформы отрасли нужны как можно скорее, ведь «Боярышник», несмотря на трагические последствия, не собирается отступать. А вот «запас» по повышению культуры потребления пока ещё есть очень большой: на вино у нас сегодня приходится лишь 4,8% от всего выпиваемого алкоголя.

Так исторически сложилось со времён сухого закона, введённого в 80-е годы, что в употребление нашим гражданам годится всё, что содержит спирт: медицинские настойки, одеколон и прочие технические жидкости. Сейчас эта традиция поддерживается дороговизной качественного алкоголя, зачастую не имеющего достойных отечественных аналогов, и дешевизной таких сомнительных альтернатив. Вот и травятся люди всякими «боярышниками». Но это не значит, что отечественное виноделие отсутствует как класс, и надежды на повышение культуры потребления нет. Надежда есть, как и прекрасные виноделы, которые делают качественный отечественный продукт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции