Украина захлебывается в кредитах МВФ

Александр Дудчак. © / Из личного архива

Западные кредиторы продолжают оказывать Украине финансовую помощь. Например, кредит в 1 млрд долларов Киеву пообещал вице-президент США Джозеф Байден, 300 млн долларов — власти Японии, 200 млн долларов — Центробанк Швейцарии. В течение этого года Украина рассчитывает получить кредитов на 10 млрд долларов.

   
   

Помогают ли международные займы украинской экономике?

Истоки кабалы

В течение более чем десяти лет с момента вступления в МВФ активного взаимодействия с этой организацией у Украины не было, как не было и катастрофического роста долгов перед международными кредиторами у Украины.

При президенте Леониде Кучме, в 2003 году Украина возглавила СНГ и стала членом Соглашения о формировании Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана, России и Украины. Это Соглашение было одновременно ратифицировано в 2004 году Верховной Радой и Госдумой РФ. В Киеве предполагалось разместить органы управления Единым экономическим пространством. Развивалось российско-украинское сотрудничество. Разрабатывались проекты по совместному использованию украинской ГТС. И никаких проблем с транзитом газа через Украину в Европу тогда не было. К началу «оранжевой революции» в ноябре 2004 года Украина демонстрировала высокие темпы роста экономики. Ее называли «восточноевропейским тигром»: по итогам 2004 года рост ВВП составлял 12,4%.

На такие процессы Запад не мог смотреть спокойно. МВФ попытался активизировать взаимодействие с Украиной, начиная программу «stand by» в марте 2004 года, согласно которой «страна могла обращаться к организации с целью получения кредита на сумму 605 млн долларов в случае резкого ухудшения платежного баланса». Программа была направлена на «обеспечение продолжительной макроэкономической стабильности и поддержку постоянного экономического возрастания».

Но параллельно шла подготовка «оранжевой революции» — учитывая опыт несостоявшегося «майдана» 2000-2001 года под лозунгами «Украина без Кучмы». Пришедший к власти революционным путем и под «евроинтеграционными» лозунгами Виктор Ющенко начал сворачивать сотрудничество с Россией. В первую очередь страдают высокотехнологичные производства. Реформа авиационной отрасли вводит авиастроение в пике, совместные проекты начинают буксовать. Процесс интеграции Украины в рамках СНГ останавливается. 

Справедливости ради, надо заметить, что ни одно правительство Украины не избегало сотрудничества с МВФ. Однако подходы были разные. Ни президент Леонид Кучма, ни Виктор Янукович в статусе премьеров и президентов, ни Николай Азаров, как глава кабмина, не ставили перед собой задачу во что бы то ни стало форсировать сотрудничество с МВФ, взять кредиты как можно в большем объеме. С приходом к власти «оранжевой» команды в 2004 году наблюдается переход от относительно прагматичного подхода к кредитам к политическому. Именно во время президентства Виктора Ющенко, когда кабмин возглавляла Юлия Тимошенко, а спикером Верховной Рады был Арсений Яценюк, кредиты МВФ стали обусловливаться жесткими требованиями, затрагивающими основы внутренней политики государства и внутреннее законодательство. Под руководством этой троицы Украину начинает затягивать трясина долгов от МВФ.

   
   

Кризис 2008

«Благоприятное» воздействие на развитие сотрудничества Украины и МВФ оказал кризис 2008 года. В условиях обострения мирового финансового кризиса на Украине начала работать миссия МВФ. Как заявила тогда руководитель миссии департамента МВФ Чейла Пазарбазола на встрече с председателем Верховной Рады Арсением Яценюком, «для получения положительного ответа от МВФ о предоставлении Украине финансовой помощи и преодоления последствий экономической нестабильности украинские власти должны разработать совместный план спасения и обязательно его законодательно закрепить».

В конце октября 2008 года МВФ подтвердил готовность выделить Украине кредит на сумму 16,5 млрд долларов на 15 лет под 4%. Предоставление Фондом кредита обусловливалось принятием Украиной «ряда мер экономического характера, направленных на выравнивание платежного баланса, сбалансирование бюджета и поддержку банковского сектора, включая принятие Верховной Радой законодательных изменений, направленных на финансово-экономическую стабилизацию». Что в действительности означают эти меры, каким именно путем они должны реализоваться и какие будут последствия — широко в прессе не обсуждалось, наоборот — велась пропаганда политики МВФ.

Первый транш кредита в размере 4,5 млрд долларов Киев получил уже в ноябре. И тут же встал вопрос о втором транше. Требования к Украине не блистали новизной. Это и свободный курс национальной валюты, и приватизация, и либерализации внешней торговли (в основном за счет снижения ставок импортных пошлин).

Правительство внесло изменения в законодательство, которых требовал МВФ, и Украина в мае 2009 года получила второй транш в 2,625 млрд долларов. В конце года Киев получил третий транш — 3,3 млрд долларов. А вот четвертый транш был отложен: в стране проходили президентские выборы, и отсрочка получения денег была своеобразным предупреждением избирателям в пользу «оранжевой» команды.

МВФ продолжил переговоры в 2010 году, уже с правительством Азарова. Была достигнута договоренность о возможном выделении 15.15 млрд долларов «на поддержку экономической программы страны». Украина успела получить первый транш в размере 1,89 млрд долларов в августе 2010 года. На этом сотрудничество с МВФ при Януковиче завершилось из-за невыполнения Украиной условий Фонда.

Долги после Майдана

После государственного переворота и смены власти на Украине в марте 2015 года МВФ свернул программу «stand by». Вместо нее начата «программа расширенного финансирования» (EFF) объемом 17,5 млрд долларов. К традиционным требованиям для Украины добавились требования о предоставлении беспрецедентной свободы действий на украинских черноземах для американских производителей ГМО — Monsanto и DuPont. От таких условий в 2013 году, кстати, отказался Янукович и предпочел кредит от России в 15 млрд долларов.

После Майдана Украина попала в полную зависимость от МВФ. Экономические связи с Россией разорваны. Потерян важнейший источник поступления валютной выручки — Донбасс. Сегодня у Украины остался, по сути, единственный источник финансовых поступлений — МВФ. Фонд чувствует себя полноправным хозяином и его представители позволяют себе совершенно открыто вмешиваться в законодательный процесс — они могут заявить, что тот или иной законопроект не устраивает МВФ, и Верховная Рада полностью удовлетворяет их требования.

И Украина продолжает эту политику. Смена премьера не окажет значительного влияния на политический и экономический курс страны. А при их сохранении зависимость от МВФ только возрастет. Впрочем, это уже в планах. В 2016 году Украина планирует получить новые кредиты примерно на 10 млрд долларов: от МВФ — 5,8 млрд долларов; Всемирного Банка — 1,7 млрд долларов; ЕБРР — 1,3 млрд долларов; Японии — 1,3 млрд долларов; ЕС — 1,2 млрд долларов; США — около 1 млрд долларов кредитных гарантий.

На каждого украинца уже приходится более 1000 долларов госдолга по внешним долгам и более 500 долларов по внутренним государственным обязательствам. Программа закабаления Украины выполнена: высокотехнологичные отрасли промышленности разрушены, связи с традиционными партнерами разорваны, стране навязан неподъемный груз долгов. Страной полностью управляют международные кредиторы и стоящие за ними транснациональные корпорации. И, все это — лишь за два года.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции