Впервые их заморозили в 2014 г. Мера эта преподносилась как временная. Потом заморозку несколько раз продлевали, а теперь, выходит, её уже никогда не отменят. Насколько сильно пострадают граждане, пенсионными накоплениями которых государство так ловко жонглирует? И не подорвёт ли это окончательно веру населения в пенсионную систему?
Александр Вьюницкий, гендиректор одного из крупных НПФ
Правительство убеждает граждан, что от заморозки пенсионных накоплений они не пострадают. Да, теоретически пенсионные права людей не нарушаются. С 2014 г. их взносы не расщепляются на страховую и накопительную пенсии, а полностью идут в Пенсионный фонд на страховую пенсию, даже если для формирования своих накоплений человек выбрал НПФ. Но страховая пенсия формируется в баллах, а накопительная - в рублях. То есть человек при выходе на пенсию мог заработать не мифические баллы, а живые деньги. А если бы (не дай бог) он скончался до назначения ему пенсии, эти средства достались бы его правопреемникам. Но из-за заморозки его потенциальные взносы направляются в распределительную систему ПФР и выплачиваются нынешним пенсионерам. Просчитать на 30 лет вперёд, какой вариант выгоднее - полностью страховая пенсия или страховая и накопительная (если бы её разморозили), очень сложно. Тут масса допущений. Это и индексация страховых пенсий, и стоимость балла, и доходность пенсионных фондов. Но совершенно понятно одно - с решением людей, которые самостоятельно и осознанно выбрали для пенсионных накоплений НПФ, абсолютно не считаются. А ведь речь идёт о 34 млн человек!
Теперь правительство предлагает делать пенсионные накопления напрямую из зарплаты. Будут ли после всего этого люди делать добровольные взносы? Сомневаюсь. Доверие подорвано. Да и доходы у населения низкие. Если человек получает 30 тыс. в месяц, часть отдаёт за кредит, платит за «коммуналку», содержит семью, разве он согласится отложить ещё 2-6% заработка на будущую пенсию? Такая возможность - самостоятельно копить на пенсию - у наших граждан есть с 1992 г. Но желающих за прошедшие 26 лет оказалось всего 6 млн человек, и большая часть из них - участники корпоративных пенсионных программ. То есть отчисления делали не они лично, а их предприятия. Государство в последние годы так часто меняло правила игры, что вернуть доверие к пенсионной системе и заставить людей поверить в очередные преобразования в этой сфере будет очень сложно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции