60 чешских программистов за два выходных бесплатно сделали сайт, на который власти планировали потратить 16 млн евро. Программистов возмутила стоимость контракта и то, что тендер был закрытым.
Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета:
— Таким необычным способом программисты привлекли внимание к подозрительной щедрости чешского Минтранса в размещении госзаказа. В итоге министр транспорта был уволен. А возможно ли такое в России? Почему, несмотря на декларативное желание правительства навести порядок в госзакупках, государственные тендеры и конкурсы проводятся неэффективно?
Акция чешских айтишников — прекрасный пример общественного контроля над проведением госзакупок. Если бы представители профессиональных сообществ России так же креативно предавали гласности истории бестолково организованных конкурсов, абсурда и откровенного воровства в этой сфере у нас точно было бы меньше. Но за последние 10 лет наше государство прочно подсадило все отрасли на бюджетную иглу. Для очень многих компаний госзаказы стали главным источником доходов. И, видя явные глупости и злоупотребления, их представители обычно молчат, не желая лишиться выгодных заказов.
В России масштабы гласности в госзакупках зависят от того, какие сигналы шлёт обществу власть. В середине минувшего десятилетия она стремилась заставить лучше работать региональные элиты — и сразу поднялась волна обнародования фактов о завышенных, а порой и ненужных контрактах. С подачи власти этим активно занимались организации, входящие в Общероссийский народный фронт. А когда политическая ситуация изменилась, эти акции были спущены на тормозах. Да, примеры увольнения чиновников, транжирящих народные деньги, есть и в нашей стране. Но почти никогда подобные злоупотребления не бывают главной причиной отставки. Намного чаще это используется как повод, позволяющий устранить конкурентов в аппаратной игре.
Чтобы госзакупки стали эффективными, нужны две вещи. Информация о них должна быть максимально открытой, а государство не должно доминировать в экономике. Если контракт заключают две частные компании, они куда лучше способны определить адекватную цену и качество, чем некомпетентные или коррумпированные госконтролёры. Но доля государства в хозяйстве страны только растёт. А после начала санкционного противостояния с Западом резко увеличилось количество конкурсов, проводящихся в обстановке секретности, — в том числе и по публичным бюджетным статьям. Система принятия неэффективных решений лишь укрепляется.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Деноминация или приватизация? Экс-глава Минфина рассказал, на что кризис вынудит правительство →
- Георгий Бовт: ГосзакупОРки. Как остановить триллионную течь из бюджета? →
- Сможет ли Россия победить коррупцию? →