Юрий Поляков, писатель, драматург:
Когда нынче заходит речь об обладателях миллиардных состояний, непонятно откуда взявшихся, сразу как-то всплывает параллель с Александром Ивановичем Корейко, персонажем Ильфа и Петрова. Но Корейко от всех скрывал свои бесчестно нажитые богатства, мыкался с чемоданом, набитым валютой, по стройкам социализма. Современные же наши «корейки» гордо выставляют роскошь напоказ, а их недоросли затерроризировали нас, гоняя без правил на своих «майбахах».
Да, в середине двадцатых правоохранительная система только налаживалась и была малоэффективна. Напомню, Корейко вычислил и разоблачил не МУР, а талантливый прохиндей Остап Бендер.
Ситуация резко изменилась после голода начала тридцатых, во многом возникшего из-за тотального воровства на местах и теневых махинаций с зерном, а также после убийства Кирова. Ожесточившись, советская система борьбы с хищениями и злоупотреблениями достаточно успешно работала до конца 1980-х, а потом ее сознательно развалили, ведь на глазах у Жегловых и Шараповых разворовывать социалистическую собственность, богатеть за счет обманутых было бы затруднительно. Достаточно вспомнить Березовского, чтобы убедиться: наши «корейки» образца «лихих девяностых» были неуловимы и неподсудны, так как их никто не ловил и не судил. Генерального прокурора судили, припоминаю. Такова была стратегия ельцинизма: любыми способами, легализуя криминал, как можно быстрее создать класс богатых, новую буржуазию, и на нее опереться. Сталин был вынужден обобрать остатки правящего класса и впрячь в новое тягло крестьянство, чтобы провести ускоренную индустриализацию. Сурово? Да, сурово. Но гиганты первых пятилеток снабдили армию первоклассным оружием, а колхозы кормили воюющую с фашистами страну. В этой жестокой стратегии был хотя бы исторический смысл. А обобрать всю страну, чтобы наплодить Березовских, Гусинских, Абрамовичей, Смоленских, Рыболовлевых и прочих... Зачем? Где они теперь со своими, а точнее — с нашими миллиардами? Курам на смех скупают подделки мировых шедевров? Вот и висит на стене в Монте-Карло поддельный Рафаэль, а могли бы стоять школы, больницы, стадионы. В России. Оперлись на них? Шиш!
Думаю, наша правоохранительная система еще не до конца оправилась от разгрома конца восьмидесятых и начала девяностых. Иначе невозможно объяснить, как, например, одним из руководителей стратегической Росгеологии стал гражданин, проходивший по убойному делу, да еще оформивший себе документы на другую фамилию. Могу лишь напомнить исторический факт: когда в начале тридцатых после голода разбирались с виноватыми, оказалось, что на местах на видных должностях работали бывшие антоновцы и петлюровцы, разбежавшиеся по бескрайней стране. Некоторые даже документы менять не стали. Связь улавливаете? Разве никто не знал, что творится с газом в Карачаево-Черкесии? Да там об этом на базарах говорили.
Я много езжу по стране и обратил внимание: до тех чудовищных злоупотреблений, о которых там вслух говорят люди, руки у органов доходят только спустя годы или вообще не доходят. Объясняют обычно так: «Москва не дает отмашку…» Так оно или нет, но авторитета центральной власти такая ситуация не прибавляет, в народе все чаще упрекают Кремль в том, что он не может или не хочет пресечь воровство и коррупцию. Преувеличиваю? Возможно, но почему же тогда, по официальным сведениям, в 2018 году казнокрадство достигло 66 миллиардов, а годом раньше составляло 46 миллиардов? Стали лучше считать? Возможно. Но хотел бы вспомнить слова мудреца XVII века: шапка Мономаха держится не на голове, а на доверии народном… Борьба с коррупцией — вот наш главный национальный проект, который должен щедро финансироваться из средств, конфискованных у ворья. И «кореек» должен ловить не Бендер, а Жеглов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Александр Гуров: «беловоротничковая» оргпреступность куда опаснее блатной →
- Сергей Марков: В глубоком разбирательстве никто не заинтересован →
- Елена Панфилова: Главное узнаем из... приговоров →