Коррупция - это бизнес

Кирилл Кабанов. © / Из личного архива

Кирилл Кабанов, глава Н­ационального антикор­рупционного комитета:    
   

— Надо понимать, что в статистике Следственного комитета РФ значительный процент коррупционеров (около 80%) - это гаишники, мелкие служащие и т. д. То есть низовая коррупция, где взятка - до 10 тыс. рублей. Коррупция сама по себе - это не разовая взятка. Это бизнес. Выстроенный, многоуровневый, особенно в бюджетной сфере и управлении государственным имуществом. Бизнес этот затевается с целью получения коррупционной ренты. И все стороны в нём - и представители легального бизнеса, и чиновники - лица заинтересованные. Поэтому поймать за руку этих людей - совсем не то же самое, что задержать тех, кто банально вымогает деньги за мелкую услугу. Таких высокопоставленных «бизнесменов» выявить очень сложно. 

При экс-начальнике Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Денисе Сугробове был большой процент уличённых: попадались и замы губернаторов, и начальники департаментов министерств, и т. д. Но надо отдавать себе отчёт: коррупция тоже имеет возможность защищаться. В неё вовлечены самые разные группы, и у каждого своя функция, как в любом бизнесе. Поэтому после истории с Сугробовым, который сейчас сидит в СИЗО в Лефортово, для достаточно большого количества правоохранителей стало понятно: а зачем рисковать?!

С формулировкой «за утрату доверия» (а её применяют в основном к губернаторам и главам муниципальных образований) в прошлом году были уволены всего 162 чиновника. Разве это много? Считаю, что идея правительства создать специальный реестр таких чиновников сама по себе хорошая, но не нужно тратить на неё деньги. Зачем из-за менее чем 200 человек, которым всё равно не удастся скрыть такой факт своей биографии, что-то создавать? Достаточно на сайтах министерств и ведомств вывешивать информацию о том, кого уволили с такой формулировкой. Пускай их видят не только представители гос­органов, но и коммерсанты. Чтобы, прежде чем взять такого экс-чиновника «со связями» на работу, хорошо подумали, нужен ли он им. Как говорили в советское время - волчий билет. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: