Безусловно, одно из первых мест в ряду этих проблем занимает тема трудовых мигрантов. Они зачастую соглашаются на гораздо более низкооплачиваемую работу и в силу этого способствуют уменьшению стоимости рабочей силы и цены на труд в нашей стране. Но даже в том случае, если профсоюзам удаётся добиться равенства заработных плат российских работников и трудовых мигрантов, работодателю на сегодняшний день более выгодны мигранты. Причина заключается в том, что за них практически не нужно платить взносы во внебюджетные социальные фонды.
Сейчас, по российскому законодательству, в Пенсионный фонд за трудовых мигрантов платят только в том случае, если они отработали на территории нашей страны не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года. В Фонд обязательного медицинского страхования и в Фонд социального страхования за мигрантов работодателям вообще ничего не надо уплачивать.
При этом требование, установленное законодателем, о том, чтобы платить взносы в Пенсионный фонд в случае, если трудовой мигрант работает не менее полугода, легко обходится работодателем. Он может расторгнуть трудовой договор, когда мигрант проработает у него, например, пять с половиной месяцев, а потом найти формы возобновления договора.
«Единая Россия» считает, что для решения проблемы необходимо поднять вопрос о легализации заработных плат и о полноценной уплате взносов с них как в Пенсионный фонд, так и в другие внебюджетные социальные фонды. В этой связи Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов планирует оформить следующие предложения, касающиеся установления взносов для трудовых мигрантов, как поправки ко второму чтению в так называемый закон-спутник к закону о страховых пенсиях.
Если за российского гражданина взносы в Пенсионный фонд платят, даже если он проработал только одну неделю, то и за мигрантов тоже должны платить 26 % от фонда оплаты труда, вне зависимости от срока их работы. При этом никакие льготы действовать не будут. И, естественно, все взносы за трудовых мигрантов будут направляться в страховую часть. У них не может быть накопительной пенсии в России. Право на участие в российской накопительной системе мигранты должны получать, только имея пятнадцать лет стажа трудовой деятельности в нашей стране.
В первом чтении Государственная Дума уже приняла поправку в Трудовой кодекс о том, что трудовые мигранты должны покупать полис добровольного медицинского страхования. И только с таким полисом их будут принимать на работу. Но это лишь начало. Если российские граждане до поступления на работу участвовали в системе обязательного медицинского страхования, проходили диспансеризацию и всё прочее, то у мигрантов ничего этого не было. Поэтому они должны, во-первых, купить себе полис ДМС, а во-вторых, работодатель должен платить за них взносы в Фонд обязательного медицинского страхования в полном объёме.
При полной уплате взносов за трудовых мигрантов, если их стаж составляет менее пяти лет, их больничный лист должен оплачиваться в размере 60 % от заработка, как у российских работников.
Пособие по уходу за ребёнком в возрасте до 1,5 лет надо выплачивать им только в том случае, если у мигрантов есть непрерывный стаж работы до момента приобретения права на это пособие, равный пяти годам.
И последнее: поскольку взносы носят обязательный характер и идут на важные социальные цели, то необходимо законодательно приравнять уклонение от уплаты взносов с уклонением от уплаты налогов, то есть отнести к разряду тяжких преступлений. Но когда мы говорим об уголовной ответственности, речь, разумеется, должна идти об организациях и учреждениях, использующих труд мигрантов на постоянной основе, а не о частных гражданах, которые нанимают приезжих для того, чтобы те помогли им в ремонте дома или квартиры.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- После работы. Систему выплат пособий по безработице хотят изменить →
- С 2013 г. работодатели не будут платить по больничным →
- Пособие по безработице в 2013 году останется прежним →