На всякий случай. Зарплаты россиян застрахуют от банкротства работодателя

Министерство труда предлагает ввести дополнительный сбор в Фонд социального страхования (ФСС) для защиты зарплат работников в случае банкротства компании. Соответствующий сбор, по задумке ведомства, должны платить работодатели в размере 0,1% от зарплаты сотрудника. Об этом говорится в проекте поправок к Налоговому кодексу и другим законам, который накануне опубликовал Минтруд.

   
   

В Минтруда подсчитали, что годовые поступления от этого сбора в ФСС может составить 10 млрд рублей, сейчас, по последним данным Росстата, общая задолженность по зарплате в России составляет 2,3 млрд рублей.

Основные моменты

Согласно законопроекту «Об обязательном социальном страховании на случай утраты заработка вследствие банкротства работодателя», подготовленный Минтруда, внесенному в Госдуму, работники имеют право на компенсационную выплату, но не более чем за три месяца работы и на частичную оплату четвертого месяца работы, в случае, если работодатель уплачивал страховые взносы, защищающие зарплату своих подчиненных. Благодаря таким взносам ФСС получит возможность осуществлять такие выплаты, предоставляя оставшимся без работы людям своеобразную подушку безопасности.

Стоит отметить, что платить 0,1-й% сбор будут далеко не все компании, а только те, которые могут стать банкротами, поскольку, в соответствии с российским законодательством не все организации могут обанкротиться.

К таким компаниям относятся политические партии, религиозные организации, казенные предприятия. Что касается корпораций и компаний с государственным участием, они могут быть признаны банкротами только в том случае, если это допускают законы, на основании которых организации были созданы (так, обанкротиться не могут Фонд ЖКХ и «Ростехнологии», отмечает издание).

В настоящее время общая ставка страховых взносов, которые платит работодатель, составляет 30% от оклада сотрудника с начала календарного года и того момента, когда накопленная зарплата не превысит отметку 568 тысяч рублей (после того, как эта сумма превышается, работодатель начинает платить 10% от зарплаты работника). Из 30% страховых сборов 22% идут в Пенсионный фонд, в Фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%, а в ФСС – 2,9%. Если новый вид страхования все-таки будет введен, совокупный объем поступления в Фонд социального страхования составит уже 3%.

   
   

Забота о работниках – только предлог?

Специалисты называют инициативу Минтруда здравой. «Сейчас при банкротстве предприятия денег на выплату задолженности по зарплате, как правило, не остается. Если закон улучшит ситуацию в данной области, то это неплохо» – рассуждает в беседе с корреспондентом АиФ.ru Алексей Захаров, президент рекрутингового портала Superjob.ru. Впрочем, по мнению эксперта, даже если данная идея будет реализована вряд ли что-то изменится – для того, чтобы работники начали «злоупотреблять» этим, они должны хорошо знать свои права, а до этого еще далеко, считает Захаров.

В свою очередь шеф-редактор портала Rabota.ru Александра Гросс в интервью АиФ.ru провела несколько цифр – так, дефицит бюджета ФСС в этом году превышает 16 млрд рублей, в то время как по поступления в фонд от нового вида сборов ожидается на уровне 10 млрд рублей. Кроме того, по данным Росстата, задолженность предприятий-банкротов по зарплате составляет 816 млн рублей или 32,25 от общей суммы задолженности российских компаний. Следовательно, у эксперта возникает вопрос – насколько выгодно введение нового налога?

По ее мнению, мотивы Минтруда весьма прозрачны – ведомство хочет пополнить ФСС под предлогом заботы о работниках. В первую очередь на компании ляжет новая налоговая нагрузка, из-за чего руководству придется экономить. «Вариантов экономии несколько: сокращения, урезание зарплат, отсутствие индексации или планового повышения окладов, выведение зарплат или их части в тень и так далее. В конечном счете, все пути ведут к работнику. Самое парадоксальное – компании даже сложно обвинить в том, что они стремятся компенсировать любые дополнительные расходы за счет сотрудников. Это бизнес, он строится на выгоде, а не на справедливости или тому подобных вещах», – говорит Гросс, подчеркивая, что если налоговая нагрузка на бизнес повышается, ухудшается положение работников.

Аналогичной точки зрения придерживается первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» Тамара Касьянова, полагающая, что в условиях нынешних страховых выплат увеличивать нагрузку на бизнес категорически нельзя, поскольку любое увеличение взносов приводит к уменьшению прибыли. А действующие выплаты, по мнению Касьяновой, являются предельными, и из-за даже незначительного увеличения взносов еще больше предпринимателей уйдут в «тень».

«В мировой практике наряду со страхованием в случае банкротства и пособиями по безработице, существует и принцип «привилегированности», т.е. когда выплаты производятся в первую очередь работникам обанкротившегося предприятия. В российском законодательстве этот принцип тоже есть, но он не работает», – поделилась Касьянова с АиФ.ru.

Смотрите также: