Жесткая расплата. Банкам могут повысить штрафы за обман клиентов

Миллиарды рублей могут заплатить банки за недобросовестную рекламу, сообщил aif.ru профессор, руководитель департамента страхования и экономики соцсферы Финуниверситета при правительстве РФ Александр Цыганов. Подобные меры предусматривает законопроект, разработанный Центробанком для защиты клиентов кредитных организаций.    
   

«Самим фактом разработки законопроекта ЦБ признает, что недобросовестные банковские практики по введению клиентов в заблуждение довольно широко распространены, — отмечает Цыганов. — Они угрожают потребителям и подрывают доверие к банковской системе в целом».

Изменить ситуацию в Банке России надеются с помощью нового закона, согласно которому резко увеличиваются штрафы банкам за введение в заблуждение потребителей финансовых услуг. За предоставление недостоверной информации при оформлении кредита, депозита, иных банковских продуктов, за навязывание дополнительных, зачастую ненужных услуг, банки будут оштрафованы в размере 0,1% от капитала финансовой организации. Учитывая размер капитала ведущих российских банков, — например, у Сбера это 5,72 трлн руб. — сумма возможных штрафов будет исчисляться миллиардами рублей.

«Повышение ответственности банков, безусловно, поможет укрепить доверие, — признает эксперт. — хотя размер обсуждаемых штрафов выглядит излишне большим, несоразмерным с действиями. Учитывая огромное количество клиентов у ведущих банков, применение такого наказания может просто разорить кредитные организации».

Проблема прямого обмана или мягкого введения в заблуждение клиентов существует, ее нужно решать и повышать доверие к банковской системе, но и ставить под угрозу стабильность самой банковской системы нельзя. Для доработки законопроекта еще есть время, предполагается, что он должен вступить в силу в 2025 году.

«Ужесточение наказания за недобросовестные практики необходимо, — не сомневается Цыганов. — Но следует либо снизить размеры штрафов, либо, прежде чем применять драконовские меры, предусмотреть какую-то промежуточный этап, чтобы убедиться в систематическом характере нарушений в конкретном банке».

   
   

Ранее Александр Цыганов рассказал aif.ru, как новый закон о борьбе с мошенничеством при оформлении потребительских кредитов поможет защитить интересы людей в случае его принятия.