В прошлом году объемы безналичной оплаты товаров и услуг увеличились в 1,3 раза, до 21 триллиона рублей, свидетельствуют данные Центрального банка России. Несколько лет назад самой популярной у соотечественников операцией с банковской картой было снятие наличных, но теперь превалируют безналичные расчеты. И чаще всего граждане оплачивают товары и услуги (24,5 миллиарда операций за 2018 год).
Сегодня карточкой можно оплатить чашку кофе, билеты на самолет, да даже штраф за безбилетный проезд в электричке. Однако время от времени россияне сталкиваются с невозможностью расплатиться за товар или услугу безналом. Например, в ресторане: официант сообщает, что «сегодня терминал не работает, оплата только наличными». И такое «сегодня» в одном и том же заведении может продолжаться по несколько раз в месяц, если заходить туда регулярно. Почему предприниматели ограничивают безналичные платежи?
Уход от налогов и нежелание делиться с банком
Сразу скажем — оплата наличными в кафе, ресторанах, магазинах — абсолютно легальный способ. Но по закону, предприниматели, имеющие выручку более 40 миллионов рублей в год, обязаны принимать безналичную оплату за свои товары/услуги. Насторожить должны ситуации, когда крупное заведение регулярно уведомляет клиентов о невозможности расплатиться банковской карточкой. Здесь может быть несколько причин.
«Главная причина — это нежелание предпринимателя делиться комиссионными с банком. Дело в том, что с каждой покупки отчисляется комиссия. Эта услуга называется „эквайринг“, и ее стоимость для них от 1,5% и выше», — поясняет руководитель аналитического департамента компании «ФинИст» Катя Френкель.
В свою очередь ведущий аналитик ООО «Эксперт Плюс» Мария Сальникова добавляет, что за отказом принимать к оплате банковские карты может стоять и желание уйти от налогов — за счет занижения объемов продаж (при безналичных платежах избежать статистики не удастся). «Еще наличными платят поставщикам товаров, продуктов питания, нелегальным сотрудникам. То есть если в заведении, где вы традиционно платили банковской картой, вдруг просят оплату без терминала, то вполне возможно, что сегодня/завтра там день выдачи заработной платы. Либо действительно могут быть проблемы с терминалом — иногда неполадки случаются и в государственных учреждениях», — делится эксперт.
Не принимать карты могут и в случае сбоев радиотелефонной связи и/или интернета.
«Также причиной отказа оплаты картой при наличии терминала может стать элементарное неумение кассира пользоваться этой системой. Да, банк обязан учить их пользоваться терминалом, однако в торговой точке может быть большая текучка кадров, и новый сотрудник может остаться один на один с новой системой», — рассказывает Френкель.
Куда жаловаться?
Если вам кажется, что магазин или ресторан подходят под требования законодательства и обязаны принимать к оплате банковские карты, но этого не делают, вы можете обратиться с жалобой в Общество защиты прав потребителей или в Роспотребнадзор, советует Френкель.
Оплата на карту продавца/менеджера
Бывает, что наличных у потребителя нет, а услуга уже оказана (или предприниматель не хочет терять клиента), тогда официант или продавец предлагают клиенту перевести нужную сумму на банковскую карту менеджера, кассира, или владельца заведения. Такие переводы, по словам адвоката Владимира Постанюка, являются сомнительными.
Дело в том, что магазин или ресторан обязаны выдать вам чек и счет — документы, которые являются подтверждением оказанной ими услуги и, соответственно, ее оплаты. «Если вы столкнулись с ситуацией перевода денег на карту сотруднику кафе — в любом случае требуйте чек или иной документ „отчетности“, подтверждающий оплату. Это поможет избежать дальнейших трудностей доказывания совершенной оплаты в кафе при возникновении спорной ситуации.
Человеку, который оплачивает таким образом свой заказ в кафе (или в магазине) не грозит ничего, кроме риска в случае, если ему не выдадут чек, а он отравится (например), и будет трудно доказать, что отравился именно в этом заведении. Ответственность понесет владелец кафе за уклонение от уплаты налогов и невыдачу чеков (в том числе, возможно, за отсутствие кассового аппарата)», — пояснил Постанюк АиФ.ru.
Кстати, по словам Френкель, риски есть и для простых работников заведения, разрешивших клиентам перевести оплату за товар на их банковскую карту. «Тут большой риск у сотрудника, принимающего оплату, ведь покупатели могут обхитрить и не провести до конца платеж. Недостача ложится на кассира», — резюмирует она.
Смотрите также:
- Что делать, если с карты дважды списали деньги? →
- Чтоб купить носки, нужно предъявить паспорт →
- Что делать, если банк заблокировал карту? →