С внедрением СБП переводы между своими счетами и даже между банками стали удобнее и выгоднее. Однако, рассказали эксперты aif.ru, на любую новую технологию находятся мошенники, которые пытаются извлечь из нее выгоду.
Доля хищений средств граждан через СБП растет. По данным ЦБ, за первый квартал было совершено 41 458 операций без согласия клиента, хотя в третьем квартале 2023-го злоумышленники «умыкнули» деньги россиян таким способом лишь 20 105 раз.
Цель классических схем мошенничества — выведать у жертвы код подтверждения операции или заставить перейти на фишинговый сайт. При этом даже с учетом того, что последние массово блокируют, они все еще в ходу — оперативно выявить все такие интернет-площадки просто невозможно.
«Мошенники могут создать поддельный сайт, точную копию оригинального, на котором человек планировал что-либо приобрести. Ссылку на такой сайт жертве отправляют в мессенджере или по электронной почте. Другой вариант — с помощью технических средств подделать QR-код на оплату. Многие покупатели, к сожалению, не проверяют реквизиты получателя средств, поэтому деньги поступают мошенникам. Относительно новый способ — через детские банковские карты. Мошенник заказывает такую карту, так как для ее выпуска необходимо указать лишь номер телефона, а документы прикладывать не требуется. После выпуска карты мошенник привязывает ее к другому номеру — жертвы. Соответственно, деньги, направленные человеку через СБП, будут поступать мошеннику», — уточнил Зорин.
Адвокат уточнил, что всегда важно проверять реквизиты, адреса сайтов для покупок, а также не переходить по подозрительным ссылкам и никому не называть кодов подтверждения для оплаты. Однако если все же это случилось, шанс вернуть средства есть. Он появился летом 2023 года с внедрением возможности оспорить операцию, совершенную через СБП.
Принцип этого процесса прост — отправитель обращается в свой банк с претензией, а кредитная организация связывается с банком получателя. Если деньги действительно украли мошенники, то с большой долей вероятности их получится вернуть. А вот если клиент сам ошибся в реквизитах, то ничего поделать не получится. Придется договариваться с получателем.
«Чтобы оспорить операцию через СБП, нужно обратиться в свой банк. Сделать это можно как лично, так и онлайн. Мобильные приложения или онлайн-системы некоторых кредитных организаций позволяют сделать это удаленно, буквально в один клик. Опишите проблему и основания для оспаривания операции, дальше банки начнут процесс разбирательств на платформе Национальной системы платежных карт (платежный и клиринговый центр СБП). На подачу претензии у вас 80 дней, а у банков максимум 30 календарных дней для ее рассмотрения и предоставления вам ответа», — пояснил юрист.
Кроме того, напомнил Зорин, есть еще одна хорошая новость — в конце июля 2024 года заработает новый закон о защите россиян от мошенников в банковской сфере. Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере Банка России (ФинЦЕРТ) собрал и постоянно обновляет базу так называемых дропперов — людей, которые незаконно получают средства на свои счета, оперативно их обналичивают и выводят другими способами.
«О таких правонарушителях в ЦБ теперь обязаны сообщать не только банки, но и МВД. Если клиент захочет перевести средства на один из таких счетов с помощью СБП, то банк обязан отменить операцию. Повторно провести транзакцию можно будет только через два дня — власти надеются, что за это время человек раскусит обман и передумает», — отметил адвокат.
Кстати, в ряде случаев оплата через СБП может быть невыгодной. Например, магазины часто настаивают на таком способе оплаты, чтобы не платить так называемый торговый эквайринг — комиссию банку. И все бы ничего, но клиент при этом теряет кешбэк.