Как сдать билеты на самолет после прекращения авиасообщения?

Категория:  Доступная экономика
Ответ редакции

С 27 марта правительство поручило Росавиации прекратить регулярное и чартерное авиасообщение с другими странами. Выполнять рейсы будут только те самолеты, которые вывозят российских граждан на родину.

   
   

Федеральное агентство воздушного транспорта России настоятельно рекомендует россиянам воздержаться от полетов за рубеж, если вопрос не относится к служебным командировкам или иным безотлагательным нуждам. Как сказано на сайте Росавиации, учитывая эпидемиологическую обстановку в мире, большинство стран закрывают свое воздушное сообщение и ограничивают въезд иностранцев. В этих условиях получение разрешений на организацию вывозных рейсов крайне проблематично.

Что делать с купленными билетами?

После отмены авиасообщения многие авиакомпании опубликовали на своих сайтах заявления о том, что в связи с распространением коронавируса COVID-19 они готовы предоставить значительные послабления для своих клиентов. Большинство компаний хотят уменьшить количество возвратов билетов, а также стимулировать клиентов на покупки новых. Многие компании предлагают пассажирам бесплатное перебронирование, в т. ч. билетов, купленных по невозвратным тарифам. Перебронирование бесплатно, разницу же в тарифах приходится оплатить. Воспользоваться услугой можно в личном кабинете онлайн, но лучше связаться с контактным центром авиакомпании.

На данный момент по российскому законодательству основанием для возврата полной стоимости авиабилета по невозвратному тарифу является отмена или существенная задержка рейса по вине перевозчика, а также болезнь пассажира или его близкого родственника. Таким образом, пассажир имеет право вернуть полную стоимость билета в случае отмены рейса вне зависимости от того, по какому тарифу куплен авиабилет (сервисные и другие дополнительные сборы могут быть удержаны).

Можно ли сдать билеты за отмененные рейсы за пределами России?

В связи с ухудшением эпидемиологической обстановки рейсы отменяют не только в России. Многие страны закрыли аэропорты, запретили рейсы за границу и въезд для иностранцев. В таком случае закрытие авиасообщения позволяет требовать от перевозчика возврата денег.

Как сказано в разъяснении Еврокомиссии, авиапассажиры, рейсы которых были отменены из-за различных ограничений, введенных государствами для борьбы с коронавирусной инфекцией COVID-19, имеют право на полный возврат средств, перебронирование на ближайший доступный или на более поздний рейс.

Некоторые авиакомпании вместо денег за сданные билеты выдают ваучер (сертификат) на эту сумму, который можно использовать для приобретения новых билетов в течение определенного времени (обычно в течение года). Такой подход позволяет авиакомпаниям сохранить финансы за оплаченные авиабилеты на своих счетах. Предоставление ваучера не должно быть единственной опцией, следует из разъяснения Еврокомиссии. Пассажир при этом не лишается права на возврат авиабилета в денежной форме. Если ваучер ему не подходит, он имеет право требовать от компании вернуть деньги.

   
   

Однако, как сказано в пункте 3.4. разъяснения высшего органа исполнительной власти Евросоюза, авиапутешественники не имеют права на компенсацию, согласно регуляции EC261/2004, при отмене рейсов менее чем за 14 дней до вылета, если авиакомпании отказались от выполнения рейсов из-за ограничения полетов со стороны государств или запрета на въезд определенным категориям граждан. Такие отмены будут относится к чрезвычайным обстоятельствам, что не предусматривает выплату компенсации. Также авиакомпании освободили от выплаты компенсаций, если они решат отменить рейс для обеспечения безопасности и здоровья экипажей.

А если компания не отменила рейс?

Если авиакомпания не отменила рейс и пассажир решил отказаться от поездки по своему желанию, то вернуть билет или изменить дату перелета он может только по правилам тарифа. Если же перелет был оформлен в рамках одного бронирования и один из рейсов был отменен, то пассажир имеет право на возврат или перебронирование всей поездки. Если каждый рейс выполнен как отдельное бронирование, то все действия с неотмененным рейсом проводятся по правилам тарифа.

Что делать, чтобы вернуть деньги за авиабилет?

Перед тем как сдать билет, необходимо убедиться, что рейс не состоится. Далее важно вспомнить, где была совершена покупка билета: в самой авиакомпании (на сайте или в офисах), на сайте для бронирования билетов, в турагентстве и т. д. Возврат оформляется по месту покупки. Пассажиру могут вернуть за билет деньги либо компания может предложить бесплатно обменять купленный билет на другие даты и маршруты. 

Если билет был куплен на сайте авиакомпании, то возврат можно сделать онлайн. Деньги поступят на счет в течение 10-30 рабочих дней с момента возврата. Если вы подаете заявление о возврате лично в офисе авиакомпании, то подавайте его в двух экземплярах. Требуйте на своем экземпляре поставить штамп входящей корреспонденции. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем не пришлось писать претензию.

Если вы приобретали билеты, в том числе невозвратные, в комплекте с туром, требуйте у турагентства вернуть стоимость туристической путевки и деньги за авиабилеты. Заявление на возврат денег нужно написать по месту приобретения турпакета. В заявлении необходимо ссылаться на статью 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (№ 132). Согласно этой статье, в случае возникновения угрозы безопасности жизни и здоровью и причинения вреда имуществу турист вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора и возврата в полном объеме оплаченных средств.

Ели обращение о возврате денежных средств осталось без ответа и деньги не вернули, подавайте иск в суд.

Смотрите также: