«Еда невкусная, можно не платить?» Какие права есть у посетителей кафе

Блюдо не понравилось, можно не платить?

Наверное, самая частая ситуация в ресторане — это когда ожидал увидеть (и съесть) одно блюдо, а официант принес совсем другое. 

   
   

В одном заведении «подвело» меню: указаны не все ингредиенты, и в выбранном блюде на деле оказываются аллергены. В другом месте произошло недопонимание между посетителем и официантом. В третьем и вовсе блюдо приготовлено из несвежих продуктов.

По словам адвоката Владимира Постанюка, переступая порог ресторана/кафе/столовой, посетитель становится потребителем. Соответственно, в отношении вас действует закон «О защите прав потребителей». Отказаться от блюда, если оно показалось невкусным, нельзя просто потому, что это довольно субъективная вещь: кому-то нравится, кому-то нет. Но если еда не соответствует ожиданиям по объективным причинам, то за нее можно не платить. Это, например:

  • подмена ингредиентов (вы заказывали салат с креветками, а вам принесли с салат с курицей);
  • недожаренное или горелое мясо;
  • наличие в тарелке инородных предметов (например, волосы);
  • недовес;
  • несвежие продукты.

«Во всех этих случаях вы вправе потребовать бесплатной замены блюда на качественное или уменьшения его стоимости», — поясняет эксперт. 

По закону ресторан обязан подать именно то блюдо, которое указано в меню. Безусловно, еда должна быть свежей и ее вес не должен отличаться от заявленного. «Если еда не соответствует этим критериям, за нее можно не платить, так как товар не соответствует договору», — говорит Постанюк.

А можно есть принесенную с собой еду?

Никогда не знаешь, какое блюдо принесет официант в этот раз: возможно, оно будет недожаренным или несвежим. Может, тогда имеет смысл приносить еду в ресторан с собой? 

Прямого запрета приносить свою еду в кафе или в ресторан и употреблять ее в российском законодательстве нет, отмечает председатель коллегии адвокатов «Бурцева, Агасиева и партнеры» Адвокатской палаты Московской области Светлана Бурцева. 

   
   

Но в нормативных актах (в Правилах оказания услуг общественного питания) есть норма для предприятий общественного питания: можно устанавливать свои собственные правила поведения для посетителей. Разумеется, эти правила должны быть разумными, не противоречить законодательству, не ущемлять права граждан. 

«Кроме этого, для владельцев заведений установлена обязанность по соблюдению санитарных норм и стандартов, отвечающих обязательным требованиям безопасности услуг для жизни и здоровья людей. Таким образом, предприятия общественного питания несут ответственность за качество приготовленной пищи. То есть в случае если посетители будут приносить свою еду, отвечать за ее санитарную безопасность заведения не смогут», — подчеркивает Бурцева.

Также, по ее словам, владельцы заведения обязаны информировать посетителей о всевозможных запретах, в том числе и о запрете приносить и употреблять свою еду. Если в кафе или ресторане нет таблички (она должна быть на видном месте!) с призывом не употреблять свои продукты, значит, вы имеете полное право это делать. «Что не запрещается, то разрешается», — добавляет эксперт.

Можно ли пить свой алкоголь?

Если еда, так или иначе, есть в каждом ресторане или кафе, то с алкоголем сложнее. Просто потому, что для реализации спиртных напитков заведение должно иметь специальную лицензию, а ее получение может занять продолжительное время. И даже если лицензия есть, не всегда кафе может предложить посетителю именно тот напиток, который он любит. 

Как рассказал АиФ.ru партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко, в нашей стране нет законодательного ограничения на пронос и употребление собственных напитков и продуктов в заведениях общественного питания. Однако есть старый, принятый правительством еще в 1997 году, но все еще действующий подзаконный акт: «Правила оказания услуг общественного питания». 

Согласно этому документу, администрация кафе или ресторана имеет право установить соответствующее ограничение, если оно не противоречит законодательным нормам.

Получается, что запрет должен быть установлен, но отнюдь не в обязательном порядке. Более того, за нарушение этого запрета никаких штрафных санкций предусмотрено быть не может. Грубо говоря, «если нельзя, но очень хочется, то можно».

Если администрация заведения таких правил не установила или не предупедила посетителя о наличии соответствующего ограничения, то считайте, что вам можно все или практически все (в рамках закона, разумеется, указывает Шевченко).

Проще говоря, с алкоголем та же ситуация, что и с принесенной с собой едой. 

Законны ли минимальные суммы заказов?

Обычно в периоды высокого спроса (например, во время праздников или в пятницу вечером) рестораны устанавливают минимальную сумму заказа. Другими словами, клиент должен наесть/напить не менее чем, скажем, на 1500 рублей за вечер. Таким образом заведения страхуются на случай недополученной выгоды. 

Но требования о минимальной сумме заказа ущемляют права потребителей, как говорит партнер юридической фирмы «СМБ Консалт» Максим Плетнев. Дело в том, что любой заказ в ресторане — это заключение публичного договора. И ресторан обязан заключить его с каждым, кто к нему обращается.

«Заведение не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения такого договора. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия договора не могут устанавливаться на основании преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения», — поясняет юрист.

Отказ ресторана принять посетителя незаконен, как и требование оставить в заведении определенную сумму, как отмечает Плетнев. 

То есть ресторан, запрещая посетителю свободно выбирать товары/услуги, заставляет его приобретать отдельные товары под предлогом приобретения других, а это недопустимо.

Но в туалет-то можно?

Допустим, зашел посетитель в ресторан, а представленные в меню блюда ему не понравились, да и цены кусаются. Может ли он воспользоваться уборной, ничего не заказав?

По словам Владимира Постанюка, законодательно закрепленной за предприятием общепита обязанности предоставлять доступ в туалет независимо от того, заказал ли человек что-либо в данном заведении, не существует.

Отношения между потребителем и исполнителем (в нашем случае — кафе/рестораном) регулируются Правилами оказания услуг общественного питания. Согласно этому документу, организации могут самостоятельно устанавливать правила, главное, чтобы они не противоречили законодательству РФ (например, запрет на курение или нахождение в помещении в верхней одежде). 

«Предоставление возможности посещения туалета в ресторане, кафе и т. д. вне зависимости от наличия или отсутствия заказа остается исключительно на усмотрение работников заведения. Тем не менее, думается, что, если человек без скандала, по-человечески попросит предоставить ему такую возможность, наверняка он будет понят и ему не откажут», — резюмирует Постанюк.