А фрукты — только по праздникам. 30% россиян начали экономить на еде

   
   

В разгар весеннего авитаминоза далеко не всем россиянам удастся побаловать свой иммунитет свежими фруктами и овощами. Вопреки настоятельным рекомендациям врачей, почти каждая третья семья в стране крайне редко видит эти продукты в своём рационе. Впрочем, причина далеко не в медицинской неподкованности или принципиальном отказе вести здоровый образ жизни: просто цены на овощи и фрукты — даже при желании — позволяют следить за своей диетой далеко не всем.

Такие неутешительные результаты показал опрос, проведённый по заказу «Независимой газеты». Почти 30% опрошенных признались, что с началом года они начали экономить на продуктах питания из-за существенного роста цен.

Чаще всего респонденты указывали, что не могут позволить себе свежих фруктов и овощей, отказались от некоторых видов «молочки» и перешли на более дешёвое мясо и морепродукты. В итоге основу рациона трети россиян составляют крупы (такие как рис и овсянка — цены на гречку давно сделали её деликатесом), макаронные изделия, куриное мясо и печень.

Хочу в Украину

Впрочем, чтобы убедиться в вынужденном изменении пищевых привычек в РФ, можно обойтись и без социологических опросов. Согласно данным Росстата, в этом году Россия вышла на первое место по темпам роста цен среди европейских стран, обогнав даже традиционных лидеров Украину и Беларусь. Только в январе потребительская инфляция у нас составила 2,4%, хотя правительство, составляя бюджет, рассчитывало приблизительно на 6% в течение года. При этом экономисты пытаются оправдать это тем, что мол в январе инфляция скачет из-за повышения тарифов, а дальше её темпы существенно замедлятся. Однако те же европейские страны как-то умудрились удержать январский рост инфляции в пределах 1%, а многие (такие как Австрия, Бельгия, Германия, Греция т.п.) даже добились падения цен на 0,5-1,5%.

У нас же что услуги ЖКХ, что продукты, что транспорт — как дорожали так и продолжают дорожать. Лидерами роста по-прежнему остаются продовольственные товары, в среднем их стоимость выросла на 4,2% за январь-февраль этого года. При этом хлебобулочные изделия прибавили в цене 4,1%, подсолнечное масло — 6%, ну а больше всего по карману россиян ударили сахар (+8,9%), овощи (+14,2) и крупа (+11,7; главную долю в подорожание внесла опять же злополучная гречка).

Не поешь, так помоешься

Наряду с продуктами питания, всё тяжелее для семейного бюджета становятся одежда и обувь. Появление новых коллекций в магазинах всегда сопровождается всплеском цен, но в этом сезоне «весна-лето» разница стала особенно ощутимой. Из-за прошлогодней засухи и неурожая хлопка продукция лёгкой промышленности начала стремительно дорожать. И хотя, ввиду особенностей производства, рубашки и юбки из дефицитного сырья на самом деле появятся на прилавках только осенью, многие марки уже сейчас начали готовиться к грядущему кризису на рынке — и объявили о пересмотре ценовой политики в сторону повышения.

   
   

Другие группы товаров — такие как топливо, подарки, электроника и т.п., — пока не проявляют такой удручающей динамики. Тем не менее, четверть россиян признались социологам, что стараются экономить «буквально на всём». Особенно это касается услуг — телефонии, Интернета, всевозможных развлечений, хобби и т.п. А также бензина: несмотря на то, что в последнее время топливо начало понемногу дешеветь, россияне пересаживаются на общественный транспорт с личного, видимо, чтобы высвободить средства на что-то ещё.

Примечательно, что на «главном виновнике» инфляции — тарифах ЖКХ — стараются экономить ничтожно малое количество россиян. Всего 3% опрошенных доложили, что стали уменьшать потребление электричества и воды, и это несмотря на то, что цена ЖКУ выросла на 15-40% в зависимости от региона. Некоторые респонденты заявили, что вообще не оплачивают счета за свет; но таких, конечно, оказалось единицы.

Тех же, кого инфляция не коснулась, социологи насчитали 17%. Они с уверенностью ответили, что по-прежнему не экономят ни на чём (или не стараются намеренно уменьшить расходы). Впрочем, стоит понимать, что опрос проводился среди «граждан трудоспособного возраста», то есть пенсионеры в группу респондентов не вошли. Если же включить и их в эту выборку, цифры, скорее всего, получатся совсем другие.

Смотрите также: