Дорожный фонд всё-таки ударит по карману автолюбителей

Дмитрий Медведев одобрил предложения министра транспорта Игоря Левитина и министра финансов Алексея Кудрина по созданию Федерального дорожного фонда. За счёт его средств предполагается повысить эффективность строительства, ремонта и содержания дорог таким образом, чтобы к 2015 году обновить 85 процентов российских федеральных трасс, а также подвести дороги с твёрдым покрытием ко всем населённым пунктам, насчитывающим более 125 жителей. Планируется, что в 2011 году объём фонда составит 377, а в 2013 - уже 408 млрд рублей.

   
   

Инициатива выглядит привлекательной и в то же время весьма спорной. Противоречиво здесь всё, начиная с самой природы фонда. В середине июля на думском круглом столе, посвящённом проблемам дорожной отрасли, глава комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, ссылаясь на действовавший до 2005 года закон «О дорожных фондах в РФ», говорил:

- Главный фактор, благодаря которому фонды были эффективными, заключался в том, что они были внебюджетными.

Теперь же их, очевидно, «привяжут» к бюджету. Основным источником средств, как уже писал АиФ несколько дней назад, станут акцизы на бензин, дизельное топливо и смазочные масла. По словам Алексея Кудрина, в 2011 году за счёт этих акцизов будет получено 82,9 млрд руб. дополнительного дохода, из них 34 млрд. передадут в региональные дорожные фонды. На 2012 год эти цифры составят 174 и 87 млрд, на 2013 - 279 и 139,7 млрд рублей соответственно.

Достичь этого Минфин рассчитывает за счёт увеличения акцизов из расчёта 1 рубль за литр подакцизного товара в год. Чиновники Минтранса, зная, что такая политика вызовет повышение конечных цен на бензин, советовали одновременно снизить, а для некоторых категорий автомобилей и вовсе отменить транспортный налог, выплачиваемый только за сам факт обладания машиной.

Однако игры с нулевой суммой не получилось. Да, на федеральном уровне базовая ставка транспортного налога, как и предлагалось, будет снижена вдвое, но установление её окончательного размера действующим законодательством отнесено к прерогативе субъектов федерации. Когда данные нормы только вступили в силу, во многих регионах был отмечен резкий рост налогов. Вряд ли теперь произойдёт противоположное. Выходит, автовладельцам придётся платить ещё больше, чем сейчас...

При этом, правда, Кудрин отметил, что за 2009 год бензин подорожал в среднем на 3 рубля без всякого пересмотра акцизов, следовательно, они не являются определяющим фактором роста цен на топливо. Кроме того, многое зависит от конкретного продавца.

   
   

- Я думаю, что некоторые компании изберут стратегию расширения продаж путем отнесения частично этого акциза на счет уменьшения прибыли, поэтому цена может вырасти даже меньше, - сказал министр.

Комментарий АиФ

Пётр Клюев, эксперт департамента оценки «2К-Аудит - Деловые консультации»:

В настоящее время правительство фактически увеличивает налоговую нагрузку на автовладельцев: повышает и акцизы до 3 рублей, и оставляет транспортный налог, пусть и в урезанном варианте. Однако сохраняется вероятность, что ставка транспортного налога в регионах в 2011 году, может, и не изменится, несмотря на увеличение акцизов. Увеличение транспортного налога может быть чревато социальными волнениями и политической нестабильностью внутри самих регионов.

Вполне возможно, что в 2013 году транспортный налог всё-таки отменят в пользу акцизов, что было бы справедливым – пусть платит тот, кто ездит. Однако ясности в этом вопросе нет. Пока всё указывает лишь на повышение налоговой нагрузки для активных автовладельцев.

Что касается дорожного фонда, то его создание, безусловно, имеет смысл. Сейчас основная нагрузка по проблемам строительства дорог лежит на региональных властях. Тем временем, качество дорог по-прежнему на очень низком уровне. Возможно, новая версия дорожного фонда будет более эффективной.

Смотрите также: