Шаг в Азию. Зачем «Роснефти» Индия?

Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Какие перспективы у рынка?

Индийский рынок, по словам главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина, сейчас переживает очень позитивную динамику и имеет хорошие перспективы развития. 

   
   

ВВП Индии продолжает расти более чем на 7% в год. Согласно самому свежему прогнозу МВФ, в следующем году его рост достигнет 7,7%: это сразу сделает её экономику самой быстрорастущей в мире. 

Уже сейчас объём продаж автомобилей в этой стране увеличивается примерно на 10% в год, а в условиях быстрорастущей экономики доля автовладельцев, как правило, растёт в два раза быстрее, чем ВВП на душу населения. Это значит, что в следующие 10-15 лет количество автомобилей в этой стране может возрасти почти в 4 раза: с 43 млн единиц сегодня до 187 млн в 2030 г. И тогда за Индией будет десятипроцентная доля в мировом автомобильном флоте и более 10% общемирового спроса на нефть.

Итак, в результате сделки российская компания получила НПЗ Vadinar, розничную сеть с 3,5 тыс. АЗС, глубоководный порт в Индийском океане недалеко от Персидского залива, резервуары и электростанцию. А вместе с этим — хороший плацдарм для укрепления своих позиций на самом перспективном рынке, а также для расширения присутствия на рынках других стран АТР: Индонезии, Вьетнама, Филиппин, Австралии. 

Кроме того, обладание этим активом предоставляет «Роснефти» хорошие возможности для синергии как с существующими, так и с будущими её проектами. Так, на свой новый НПЗ компания будет поставлять сырьё, выбирая для этого самые привлекательные с точки зрения экономики источники.

Что может НПЗ?

Операционные показатели, которые НПЗ Vadinar, расположенный в штате Гуджарат, демонстрирует на протяжении многих лет, в «Роснефти» считают выдающимися. Как бесспорное преимущество нового актива здесь рассматривают высокую универсальность оборудования, способного перерабатывать тяжёлые сорта нефти (а это более половины всего сырья). По оценке аналитиков инвестиционного банка UBS, актив представляет собой крупномасштабный нефтеперерабатывающий завод высокой сложности, который должен увеличить объём переработки «Роснефти» примерно на 7%. 

Получив доступ к премиальным рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии, гуджаратский НПЗ, по расчётам акционеров, может играть значительную роль на крупных международных энергетических рынках.

   
   

Кроме того, сделка позитивно отразится на прибыли «Роснефти». По подсчётам аналитиков инвестиционной компании БКС, консолидация доли в Essar oil позволит увеличить чистую прибыль на 350-400 млн долларов в 2018 году. Аналитики UBS более оптимистичны в оценках и оценивают вклад в чистую прибыль «Роснефти» на уровне 500 млн долларов. 

По высоким стандартам

У EOL есть планы развития. Они включают строительство установки для каталитического крекинга остаточного сырья и производства полипропилена, увеличение в среднесрочной перспективе количества АЗС до 5,5 тыс., а также высокорентабельный проект повышения производительности НПЗ на 4 млн тонн в год. Его можно осуществить уже в 2017-2022 годах благодаря внешнему финансированию и с минимальным использованием оборотного капитала компании. Соответственно, не потребуется дополнительных инвестиций со стороны акционеров. 

А долгосрочный план предусматривает удвоение производительности нефтеперерабатывающего завода и строительство нефтехимического завода. 

Правда, пока стратегия компании не утверждена советом директоров. А ему новые акционеры отводят важную роль, гарантируя, что теперь EOL будет работать в соответствии с самыми высокими стандартами управления. 

Комментарий

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации: 

— «Роснефть» отнюдь не случайно сделала ставку на индийскую нефтепереработку и розницу: это было весьма дальновидное решение. В результате «прорыва в Индию» компания получает серьёзный источник дополнительного финансирования освоения крупных месторождений Восточной Сибири и не просто гарантию сбыта добываемой на них нефти, но и прямой доступ на внутренний рынок Индии, четвёртый в мире по импорту нефти.

Смотрите также: