Хапуги у прилавка
Для нашей читательницы, инвалида Ларисы Ивановой из Челябинска, 70-летний юбилей Победы чуть не стал последним.
«На 9 Мая решила собрать стол, - рассказывает пенсионерка, - попросила соцработника сходить в гипермаркет. Принесла она мне свинину в вакуумной упаковке по акции, специально к празднику. А на упаковке две разные этикетки: одна сверху приклеена, вторая - незаметно снизу. И срок годности разный. Я даже открывать не стала, взяла клюку и соцработника и пошла свинину возвращать, а цена-то какая: по акции 359 руб. за кг, а на этикетке больше 700 руб.! Где они такую золотую свинью нашли? Со скандалом приняли обратно». Читательница со слезами рассказывала, что она ребёнком пережила войну и помнит, что даже тогда у людей совесть была...
Таких случаев во всей стране не счесть! Но редко кто идёт отстаивать свои права - знают, торговцам почти ничего не грозит. И они этим нагло пользуются. В апреле 2014 г. в Ставропольском крае, отведав магазинной селёдки «под шубой», с сальмонеллёзом слегли 186 человек, в том числе 32 ребёнка. Как сообщили в прокуратуре Минераловодского района Ставрополья, тогда провели массовые проверки сетей. В результате магазины оштрафовали на суммы всего до 100 тыс. руб.
А что бывает, когда покупатель покажется торговцам обманщиком? За подозрение в краже масла в магазине в Кронштадте к блокаднице Раузе Галимовой вызвали полицию. У 81-летней женщины случился сердечный приступ, и она скончалась. Директора магазина Ольгу К. даже не уволили, хотя на неё было заведено уголовное дело. На днях выяснилось, что она попала под амнистию к 70-летию Победы, а гражданский иск от родственников Галимовой на 1 млн руб. был оставлен без рассмотрения! Карающей руки охранников не избежал и ребёнок. За якобы кражу мороженого 7-летнего мальчика огрели электрошокером! В деле разбираются правоохранители.
Торговые сети держат в ежовых рукавицах и производителей отечественной продукции. Последние постоянно жалуются на то, что с них требуют высокую плату «за вход» и продвижение товара. Если поставщик всё же находит деньги на поборы, то его ждёт ещё один сюрприз - большая цена на товар. Наценки на продукты питания иногда превышают 150% (см. инфографику).
И так сойдет?
Большинство россиян покупает продукты в супермаркетах. Наш корреспондент устроилась туда на работу. И первое, что услышала: «Докторскую» колбасу помой и неси в кулинарный цех!» Зачем мыть колбасу?
Читайте также: Есть ли мясо в «Докторской» колбасе? Экспертиза «АиФ»
Оливье холостяка
Позже выяснилось: все продукты, срок годности которых истёк, обязаны списывать. Но всё, что можно, «реанимируют» в кулинарном цехе - там уже скользкую, залежавшуюся колбасу моют, режут, добавляют сваренные подгнившие овощи и яйца, срок годности которых истёк вчера. Готовый салат «Оливье» разлетается в день по 5-6 кг. «Его холостяки любят брать, а у них здоровье тренированное, ничего с ними не случится», - разводит руками повар. Здесь же, в кулинарии крупной сети, продают творожную запеканку и сырники из подпорченного творога, рыбные и мясные котлеты из мяса не первой свежести.
Просроченная продукция после списания по закону должна иметь два пути: её либо отдают сотрудникам магазина (поужинают дома!), либо отправляют обратно на производство (этот путь для дорогих позиций). Но расфасованных в магазине продуктов это не касается никогда.
В середине рабочего дня ко мне подошёл администратор Иван с просьбой поменять дату на упакованном весовом сыре - это был адыгейский сыр (по цене 680 руб. за кг) и сулугуни (570 руб. за кг). Увидев недоумение на моём лице, Иван пояснил: «Дотошные покупатели надоели. По стандартам этот сыр хранится до 7 дней после фасовки, многие это знают. А продавать его надо. Вот мы и перевешиваем, чтобы на штрихкоде была свежая дата и они не волновались». Последний раз (не факт, что этот раз был первым!) сыр взвешивали 10 июня. Уже 17-го числа его должны были убрать из продажи. Но 18 июня на нём появился обновлённый штрихкод, давший сыру ещё неделю жизни.
Не менее халатно относятся к продуктам и сотрудники других отделов. Например, черешня хранится всего пару дней, потом начинает загнивать. Чтобы не выкидывать ягоды целыми партиями, её смешивают с новой и продают дальше. Так же плюют на товарный вид фруктов: уронив в подсобном помещении упаковку с виноградом (часть ягод сильно помялась), продавец Александр буркнул: «Ничего, слепые бабули не заметят и такой поедят».
За сутки моей работы примерно десять покупателей пожаловались, что взяли с полок молочного отдела просроченные продукты (и это только те, кто заметил!). По закону продавец должен вечером, накануне истечения срока годности, убирать просрочку. А детское питание снимают с продажи за два дня до срока. Но по факту администрация так сильно экономит и заставляет продавцов делать так много, что они физически не могут перебрать поштучно весь товар.
Цена на дрожжах
Мой коллега по молочному отделу, парень из Таджикистана по имени Далер, обучил меня всем хитростям. Каждое утро я должна была выставлять ценники на все группы товаров. Но по факту новые ценники нам раздавали целый день, вплоть до вечера. По словам Далера, цена на товары поднимается 2-3 раза в месяц стабильно (к примеру, в этот день творожный сыр «Хохланд» внезапно вырос с 59,50 до 83,50 руб.).
Однако Далер не везде ставил ценник. Например, на яйца, молоко и детское питание могла оставаться ещё апрельская цена - хотя стоимость этих продуктов уже давно выросла. Покупая товар по одной цене, покупатель может оплатить его совершенно по другой лишь из-за халатности продавца или «хитрости» администрации. На мой вопрос: «Почему так?» - парень ответил: «На ценники смотрят лишь бабушки. Поэтому сойдёт и так, поставим потом». Его не останавливал и тот факт, что разницу между фактической ценой и той, что указана на прилавке, отдавать покупателю должен по закону именно он, а не компания, нанявшая его на работу. Обычно на жалобы покупателей он реагировал так: «Не нравится - не берите!»
Требовать иного отношения от продавца бессмысленно - на эту работу берут всех подряд, без трудовой книжки, опыта работы, знания русского языка. Час труда в супермаркете стоит 100 руб., рабочий день - 12 часов. Люди соглашаются от безысходности, а потом обманывают приходящих покупателей - часто также от безысходности, потому что администратор сэкономил на персонале и нанял трёх вместо шести продавцов.
Не успела я всех продавцов пожалеть, как передо мной пустую тележку покатила сгорбленная старушка, и тут моя душа продавца не выдержала. Сама к ней подошла, помогла выбрать всё самое свежее и дешёвое. Просто представила, что на её месте могла быть и моя бабушка... А напарник лишь улыбнулся: мол, в первые дни мы все такие. Ничего, привыкнешь...
Кого наказали
Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ) возбудила дела против крупных торговцев в нескольких регионах России.
Маркетинговые и рекламные выплаты, к которым торговцы принуждают поставщиков, могут достигать 30% и включаются в конечную стоимость продуктов, заявили в ФАС. Это приводит к необоснованному росту их стоимости для потребителей.
Штрафы в скором времени могут получить также магазины «Перекрёсток», «Магнит», «Зельгрос» и «Ашан», работающие в Татарстане. Местное УФАС признало их виновными в сговоре, который привёл к резкому росту цен на гречневую крупу в республике в ноябре 2014 г. - январе 2015 г.
А как у них?
На прошлой неделе Федеральное антимонопольное ведомство Германии уличило в ценовом сговоре 7 крупных торговых концернов и 4 производителей продовольствия. Штраф составит 151 млн евро. По завышенным ценам продавались сладости, кофе, пиво, корма для животных и косметика. Кстати, сигареты, пресса и книги везде в Германии стоят одинаково. Цена напечатана на товаре и является обязательной для продавца.