Если начались проблемы на работе
Правило № 1. Позаботьтесь о «запасных аэродромах»
Долгое время в экстремологии были популярны тренинги, связанные с умением концентрироваться. В связи с этим большим успехом на рынке пользовались узкие специалисты. Последние 10-15 лет действовала аксиома: быть успешным - значит сконцентрироваться на какой-то одной профессии, быть лучшим только в ней.
Сейчас стала популярно обратное, то есть деконцентрация. 100% людей, попавших в кризис, не умели деконцентрироваться, не умели смотреть на мир широким взглядом.
Работая в банке, не полезно было бы только сконцентрироваться на работе в банке: поработал в банке – иди вечером на какие-то курсы, поучись английскому языку, получи документ переводчика – вот «запасной аэродром». Отработал своё основное направление, пойди вечером, стань инструктором йоги!
Возьмём наиболее распространённые рассуждения среди людей, которые попали в трудные профессиональные обстоятельства. В пример приведу выпускников экономических вузов. Большинство из них говорят: зачем я учился на финансиста? 8 лет назад это было круто, теперь я несчастлив.
Между тем вопрос нужно поставить по-другому: зачем я учился ТОЛЬКО на финансиста? Я создал своё жизненное пространство так, что думал: оно будет таким всю жизнь. Я думал, что достаточно быть умным в чём-то, и получить от этого все привилегии, но сейчас этого не достаточно.
Правило № 2. Перестаньте гробить себя
Многие люди сломали себе судьбы, достигая профессионального роста, а в итоге перестали заниматься спортом, в семье у них непонятно что, постоянная депрессуха, таблетки... И это жизнь ради того, чтобы год назад стать суперфинансистом, а потом потерять работу?..
Увеличение продуктивности – ещё одна ловушка мозга менеджера, который всегда находится в противоречии: нельзя объять необъятное, но я хочу объять необъятное.
Это состояние вечной гонки: сегодня я сделаю столько, завтра столько. Это в итоге выливается в сплошной рабочий день, что даже когда он спит, он работает: ему снится работа.
8 из 10 пациентов российских психотерапевтов признаются в том, что они не занимается формированием себя как более адекватного в условиях повышенных нагрузок. Они их просто интенсивно наращивают, ограничивают свою жизнь.
Правило № 3. Будьте гибкими
Повышение продуктивности в настоящем понимании означает делание работы с лёгкостью. Есть разница между западным и восточным мышлениями. Западное мышление ставит себе задачей быть героем. Есть феномен героизма: ты что-то преодолел, ты что-то достиг, ты – герой. А восточное мышление – это похвала лёгкости, когда ты себя хвалишь за то, что ты сделал легко. Если ты сделал героически, значит, ты напряг себя, использовал сильнейшие компоненты воли.
Правило № 4. Хвалите себя
На Востоке есть принцип лёгкости и принцип воды: у воды чем больше препятствие, тем легче она его преодолевает. А у нас нет: ломаем горы, роем тоннель, я – герой. Вот так мозг менеджера работает.
Правило № 5. Введите жизненные ритуалы
Говоря о достигнутых результатах, тут важен инструментарий. Кто-то отмечает, кто-то записывает сделанное. Вообще, ведение перечня ежедневных дел входит в понятие личных жизненных ритуалов. Придумайте себе некие ритуалы в случае достижения чего-то. Это, безусловно, работает. Ритуалы важны, потому что они хорошо фиксируют мозг, они упрощают работу мозга.
Если вы потеряли работу
Правило № 1. Вас уволили? Это не конец света!
Если вас уволили, первое ощущение, которое возникает, – это обида: почему я? меня так не узнали! Я не успел показать, какой я хороший. Таким образом вы попадаете в положение зависимого человека, который, как заяц, бежит потом выискивать, где он пригодится и устраивается на низшую должность.
Лучше говорить так: они меня уволили, значит, я не раскрыл себя, значит, будет место, где я себя раскрою; если мне сказали, что я неспособный работник, значит, на новом месте работы я пригожусь лучше, я уже научился на этом.
Правило № 2. Если вы попали в кризисную мясорубку, помните: вы в этом не виноваты
- У многих за последние годы сформировался ложный стереотип востребованности, который был незаслуженно взращен обстоятельствами хорошего рынка, обстоятельствами дурного, быстрого вздутия этого рынка, стремительного роста зарплат. С кризисом оказалось, что работу может потерять любой человек на любой престижной должности.
Очень принципиальная вещь: люди, которые «не договорились» с кризисом, восприняли его как собственную недоработку, как неудачу: я попал в жернова, его не уволили, а меня уволили. А это неправильно. Нужно, прежде всего, сказать: я попал в этот кризис, потому что я не мог не попасть в него. Вот это уже состояние конструктивное. Важно понять, что в этих условиях есть возможность научиться чему угодно – вот это кайф.
Правило № 3. Возьмите тайм-аут
Важно воспринять кризис как возможность побыть самим собой. Я знаю реальных людей, которые уехали к родителям в другие города или даже страны. Все они говорят: кризис меня подтолкнул к позитивным решениям в жизни.
Правило № 4. Полюбите кризис
Понятие жертвы имеет противоположную сторону, как стокгольмский синдром. Что это такое? Это когда люди, попавшие в руки террористов, начинают их любить и их оправдывать. Неплохо было бы перейти в это состояние: начать любить те условия, в которые вы попали, условия, которые якобы вас замкнули.
Правило № 5. Научитесь планировать по-новому
Дефект менеджерского мышления заключается в том, что большинство людей думает: ты можешь управлять всем. Это не корректно. Есть вещи, которыми вы управлять не можете.
Кризис лежит не в плоскости причинно-следственного управления, а в плоскости вероятностных событий.
Многие сейчас говорят о том, что необходим некий коридор стратегического планирования. Он, безусловно, полезен, но придумать его раз и навсегда сейчас немодно и неправильно. Более полезно умение работать с этим коридором: расширять его и сужать. Пришло время смириться с мыслью: есть то, чего нельзя спрогнозировать, чем нельзя управлять.
Большинство людей, попавших сегодня в кризис, попали в него из-за того, что не придавали большого значения умению повести себя в непредсказуемых ситуациях.
Сейчас этим занимается такая наука, как экстремология. Она обучает человека навыкам поведения в экстремальных ситуациях.
Правило № 6. Сформируйте правильный круг общения
Часто утверждается, что не нужно общаться с людьми, у которых негативное мышление, или, иначе говоря, синдром отрицательного восприятия реальности. Вопрос не в знаке – отрицательном или положительном восприятия реальности. Вопрос в том, как ты с этим поработаешь. На некоторых очень хорошо действует и отрицательная информация.
Если вам интересно, что вас стимулируют этаким благородным пинком, значит, нужно выбирать именно таких людей. Многих благоприятная информация раздражает: что ты мне тут говоришь, когда вокруг бардак, когда я работу потерял и так далее. Нужно искать такой сигнал, который будет работать.
Есть в психологии понятие индивидуальной медитации. Три типа дискурсов: первый -сам с собой; вторая ситуация – в паре. Мне нужен один человек - не важно, какого он пола, но он мне нужен, для того чтобы я полечился. Есть третий способ – это способ в группе.
Панацеи психологической в данном случае нет. Я всегда говорю так: есть психотерапия «один на один», есть семейная, а есть групповая, когда врач работает с группой, как Кашпировский: все сидят и грузятся его речами.
Правило № 7. Действуйте
Не опускайте руки. Будьте в постоянном поиске. Важно не сидеть, а искать. Действовать, и тогда удача обязательно улыбнётся вам.
Смотрите также:
- Ваши скрытые вредные привычки. Что это такое и как сделать их полезными →
- На рынке труда интеллект не в почёте. Бармены опять победили инженеров →
- Как сохранять работоспособность в условиях стресса →