Доверять статистике не стоит. Промышленники не верят в окончание кризиса

   
   

Власть борется с финансовым кризисом «на всех фронтах». Для принятия грамотных и правильных решений необходимо обладать точными и оперативным статданными. Но многие эксперты жалуются на то, что официальная статистика не всегда объективна и своевременна. Помочь понять, что происходит в российской экономике, может Индекс промышленного оптимизма, который рассчитывает Институт экономики переходного периода. Ведь мало кто из официальных статистиков и аналитиков задумывается, что происходит с динамикой спроса, запасов продукции и планами ее дальнейшего выпуска на том или ином конкретном предприятии. И уж точно это не учитывается в расчетах, уверены эксперты Института.

Между тем, без этих данных не понять, что происходит на самом деле. У исследователей уже давно сложились неформальные отношения с руководителями предприятий. Те сообщают им то, что не попадает на полосы газет, но для экономики является, пожалуй, самым важным. Вот один конкретный пример. Вы узнаёте, что сразу несколько крупных лесоперерабатывающих заводов Сибири решили в следующем году уменьшить выпуск продукции. Значит, спрос на нее падает, заключаете вы. В совокупности с другими факторами это может говорить о том, что строительство и в будущем году вряд ли выйдет из кризиса. И наоборот — увеличение плана выпуска свидетельствует о том, что дела идут на поправку.

«Индексом оптимизма» этот рассчёт называют не зря. Он может принимать как положительные, так и отрицательные значения — от 100 до -100. Чем больше негативных составляющих, тем ниже индекс. Если он целиком перешел в отрицательную плоскость — значит, дела плохи. Ну, или почти плохи.

Индекс считается более 8 лет. Стартовав в 2000 году с отметки +10 пунктов, он начал падать. Наиболее низкой точки (-13-14 пунктов) индекс достиг весной 2002 года. Затем начался рост, и к середине 2007 года он приблизился к отметке 25 пунктов. После этого начался спад — как мы помним, в тот момент никаким кризисом еще и не пахло. В сентябре этого года произошел настоящий обвал — индекс рухнул сразу на 11 пунктов. А по состоянию на 22 октября значение индекса перестало быть положительным. Но и определенно отрицательным оно пока не является, — говорят эксперты Института.

По их словам, ситуация балансирует на грани между оптимизмом и пессимизмом. Пессимизм излучают две составляющие — запас готовой продукции и спрос на нее. Правда, по сравнению с сентябрём запасы пополнились — предприятия, наученные реалиями 90-х годов, успели «подстелить соломки». А вот с продажами беда — их снижение уже составило минус 22 пункта. Это самый низкий показатель со времен дефолта. Положительными остаются планы выпуска продукции и удовлетворенность объемом продаж. Намного ниже, чем в августе, производственники оценивают и спрос на свою продукцию.

Итак, «средний класс» российской экономики — обрабатывающие предприятия, расположенные по всей территории России, пока застыл в ожидании. Что произойдет дальше — рухнет их оптимизм в черную дыру кризиса или пойдет вверх, — покажет будущее. Все будет зависеть от мировой экономики и цен на энергоносители. Как ни крути, они-то в итоге и будут определять происходящее.

   
   

Смотрите также: