Комментируя «страсти», которые кипят на Кипре,глава российского правительства Дмитрий Медведев предложить создать собственную офшорную зону на Дальнем Востоке. В качестве варианта, где может появиться «какая-то зона», премьер предложил Сахалин или Курилы. Эту инициативу Медведева сложно воспринимать всерьез – так, глава правительства хотел сделать из Москвы международный финансовый центр, однако, его идея не получила развития из-за несовершенства законов. Не стоит забывать и о глобальных планах бывшего президента по переезду чиновников в Новую Москву, куда в итоге переедет лишь малая часть госслужащих.
Медведев не исключает, что часть российских денег, находящихся на Кипре и других зонах льготного налогообложения (Британских Виргинских островах, Багамах и т.д.) «с удовольствием» переедут в отечественный офшор.
Тем не менее, как считают эксперты, Дальний Восток вряд ли сможет конкурировать с такими банковскими государствами, как Кипр, несмотря на ряд проблем в экономике островной страны. Во всяком случае, у Кипра продуманная законодательная база, которая и привлекла в местные банки деньги россиян.
Офшорные разногласия
Экс-министр финансов Алексей Кудрин, часто несогласный с инициативами Медведева, раскритиковал предложение премьера. По его мнению, реализация создания офшорной зоны на Дальнем Востоке «будет иметь разрушительные последствия для финансовой системы РФ», написал Кудрин в своем Твиттере.
Офшоры России не нужны, властям надо думать о развитии особых экономических зон (ОЭЗ – ред.), уверена аналитик Инвесткафе Дарья Пичугина. Эксперт отмечает, что офшоры предполагают льготное налогообложение для резидентов и их аналогом в России являются ОЭЗ.
«Если предположить, что будут созданы офшоры, где льготами будут пользоваться и финансовые компании, то они, безусловно, принесут нам увеличение количества рабочих мест, но не увеличение налоговых платежей и для бюджета вряд ли будут хорошим подспорьем», – поясняет аналитик.
Стоит отметить, что сейчас в России действует около 20 особых экономических зон расположенных в разных регионах страны – в Краснодарском крае, Татарстане, Липецкой областях. Создание экономической (но не офшорной!) зоны на Дальнем Востоке в принципе возможно, если учитывать значимость региона для правительства.
Если учитывать риски Кипра, инициатива Медведева, конечно, могла бы привлечь немало желающих, однако, по мнению аналитика компании «Альпари» Леонида Матвеева, создания офшорных зон в России – не лучшая идея.
«Президентом Путиным поставлен четкий курс на деофшеризацию, борьбу с коррупцией, в том числе и в высших эшелонах власти, а так же на повышение инвестиционной привлекательности. Укреплять восточные рубежи необходимо, это понятно, однако создавать «темные пятна» на карте в планы президента не входит. Причина тому – российская действительность. Условия ведения бизнеса в России довольно сложные, у многих есть желание уходить в оффшоры. В нашей стране, при высокой доле коррупции, туда может побежать остальной бизнес России. Пострадает при этом бюджет», – уверен эксперт.
Правительство делает ставку на Курилы
Финансирование программы по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Байкальского региона обойдется бюджету в кругленькую сумму – более 10 триллионов рублей, сообщил Медведев. Финансирование будет состоять из государственных денег и частных инвестиций. Примечательно, что бюджетные доходы России в прошлом году составили 12,85 триллионов рублей. Таким образом, траты на развитие дальневосточного региона за семь лет составят почти годовой бюджет государства.
Медведев считает, что российским властям нужно обратить пристальное внимание на туристическом потенциале Курильских островов. Премьер выступает за строительство на Курилах новых предприятий, в том числе рыбных заводов, а также за налаживание «бесперебойного общения с материком».
Дарья Пичугина солидарна с мнением Медведева, что Дальний Восток является стратегически важным регионом для России в частности в связи с намерением расширять сотрудничество с Китаем во всех сферах, особенно в сфере поставок энергоносителей.
Эксперт подчеркивает, «экономический потенциал региона велик, но он очень слабо освоен, население невелико, особенно тяжелая ситуация в транспортной инфраструктурой, на её развитие придется направить наибольшее количество средств», – рассказала Пичугина Аиф.Ru.