Наружной рекламе снова объявляют бой

Фото Алексея Витвицкого: АИФ

Московские власти разработали новую схему размещения наружной рекламы, которая вступит в силу до конца 2012 года. Как же изменится облик столицы?

   
   

Пора вылезать из помойки

Проведя ревизию рекламного хозяйства, чиновники выявили более 100 тыс. конструкций, из которых 60% признаны незаконно установленными.

«Город превратился в одну большую рекламную помойку, - заявил на днях на пресс-конференции Владимир Черников, руководитель столичного Департамента СМИ и рекламы. - Когда реклама закрывает рекламу, когда перемешалось всё. Мы перешли грань цивилизованных отношений, вот в чём проблема. И новые правила помогут навести в городе порядок и красоту».

Почему так получилось? Старые правила допускали вольную трактовку, они позволяли отдельно взятым чиновникам и бизнесменам действовать в своих интересах. Так, например, когда люди почувствовали, что можно использовать в качестве рекламных носителей заборы строек и сетки на фасадах, предназначенные для защиты во время ремонта, город сразу прирос огромным количеством заборов и сеток, за которыми и работы-то не велись. Вид портят и громадные рекламные конструкции у дорог и на мостах. Кроме того, раздражают тысячи небольших рекламных щитов, которые размещаются на опорах освещения или крепятся хаотично к фасадам зданий.

Корреспондент «AиФ» в минувшие выходные провёл эксперимент. С группой иност­ранных туристов он проехал по историческому центру Москвы. Результат - ни одного «чистого» фотоснимка, абсолютно везде кадр портит рекламная мишура.

Прежде чем приступить к реформам, чиновники провели серьёзное исследование общественного мнения, которое показало, что москвичи давно устали от назойливой пестроты. Так, на вопрос «Нужно ли размещать рекламу в историческом центре Москвы?» положительно ответили только 3% и ещё 33% проголосовали за умеренное использование городских пейзажей. Остальные москвичи категорически против. Что касается спальных районов, то и тут противников щитов и перетяжек тоже достаточно. За жёсткие ограничения выступают 28%. В масштабах же всего города 81% москвичей голосует за то, чтобы сократить количество уличной рекламы.

   
   

Перезагрузка

Новые правила (а это составная часть программы «Москва для жизни, для людей») разработаны с учётом мнений представителей рекламной гильдии, они будут действовать сразу по трём направлениям. Во-первых, введут ограничения и стандарты на рекламные конструкции - больше никакой самодеятельности и щитов типа «кто во что горазд». Во-вторых, будут приняты новые, прозрачные схемы проведения торгов на размещение рекламы, исключающие возможность коррупции. В-третьих, город поделят на 14 зон, регламентирующих размер конструкций и стандарты их расположения.

«Мы взяли за основу мнение наших коллег из Москомархитектуры, потому что у нас есть зоны исторического наследия, например зоны ЮНЕСКО, где рекламы вообще не должно быть, - поясняет В. Черников. - Соответственно эти зоны вошли отдельным блоком в правила. У нас есть абсолютно разные набережные. В частности, такие, где реклама ни под каким предлогом не должна размещаться, потому что несколько конструкций могут закрыть перспективу и вид на Москву-реку».

Отдельное разграничение чиновники сделали и по столичным трассам. В старых правилах понятия «трасса» и «магистраль» были абстрактными, чем многие злоупотребляли. К примеру, Кутузовский проспект тянется от центра до Третьего транспортного кольца. Раньше правила позволяли ставить на магистрали щиты крупных форматов, например 5 на 15 м, и это означало, что их можно было поставить везде, в том числе и в пределах Садового кольца. Теперь такой номер не пройдёт. Будут учитываться и ширина трассы, и месторасположение. Участки станут ограничиваться даже названиями улиц или адресами. Ещё одно предложение столичных властей - все конструкции привязать к местам с помощью GPS. Таким образом они попадут под неусыпный контроль, в городе не появится ничего лишнего, и нельзя будет потом сказать, что «оно там и стояло».

Итак, по прогнозам Департамента СМИ и рекламы, после принятия новых правил придётся демонтировать больше трети из ныне установленных в столице 21,5 тыс. конструкций (то есть около 7,5 тыс.). Будут запрещены панельные рекламные щиты на крышах домов в пределах Третьего транспортного кольца, реклама на крупноформатных носителях, флагах, видеоэкранах (отвлекающих водителей, по мнению ГИБДД) и подсвеченных панелях-кронштейнах. Самый востребованный формат - щиты 3 на 6 метров - сократится на 1 тыс. конструкций. Хочется верить, что город вздохнёт свободно. При этом чиновники уверены, что столичный бюджет от такого очищения потерь не понесёт, а, наоборот, заработает, да ещё как. Сейчас прибыль от размещения рекламы - около 2 млрд руб. в год. После реформ только строительные заборы в качестве рекламных носителей принесут казне 60 млрд руб.