Из всех проектов концепции развития РФ до 2020 г. я понял, что Россию обяжут значительно повысить производительность труда, увеличить долю среднего класса (желательно до
О. Саркоянц, Липецкая обл.
Руслан Гринберг, директор Института экономики Российской академии наук
Как заметил однажды незабвенный Виктор Черномырдин: «Всё у нас может сбыться. И сбудется. Если ничего не будем предпринимать». Похоже, в этом направлении мы сейчас и движемся. Вспомним, чем закончились усилия СССР по построению светлого будущего. Ничем. А почему? Ведь были благородные и чёткие цели. Да потому что эти цели были утопическими. Что происходит сейчас? Мы бросились в другую крайность и отказались вообще от каких-либо целей. Если раньше к счастью страну должно было привести планирование всего, вплоть до производства каждого гвоздя, то в последние 20 лет мы находимся в другой крайности: поручили строительство нашего благосостояния рыночной стихии, то есть, по сути, пустили всё на самотёк. В силу такого шараханья в нас парадоксально уживается легковерие с «нивочтоневерием». Вот и кажутся данные намерения властей фантастическими. Однако они всё ещё достижимы. Но для этого следует научиться извлекать уроки из собственного прошлого.
О прошлом
В конце советской эры доверие к существовавшей модели экономики подорвало изобилие западных магазинов. Стало модным утверждать, что любое планирование подрывает свободу потребительского выбора и является помехой для внедрения всего нового. А рыночная экономика, мол, сама всё поставит на свои места. И это было большим заблуждением, так как чувство меры нашему народу изменяет часто, то нелепая неприязнь к деньгам вдруг обернулась их обожествлением. И самой главной профессией в стране стал «эффективный менеджмент» — это те, кто научился делать деньги практически любой ценой. А Роман Абрамович заменил Павку Корчагина в качестве героя нашего времени. И эта экономическая чехарда разделила страну на части: 90% населения живут по принципу «спасайся, кто может», а остальные 10% живут в своё удовольствие, распределяя гигантские денежные потоки — бывшие закрома Родины. Этот анархо-феодальный капитализм стал очередным препятствием в развитии России. В эйфории обожествления рынка забыли, что есть целые сферы жизни, которые в странах с цивилизованной рыночной экономикой давно планируются и регулируются. Прежде всего это нужно для социального спокойствия. Там давно поняли: чтобы хорошо жилось сильным мира сего, их менее удачливые соотечественники тоже должны нормально себя ощущать (пусть и жить от зарплаты до зарплаты, но иметь возможность ездить в отпуск, рожать детей, получать образование, достойную медпомощь — в общем, быть благополучным средним классом). Правящей элите будет спокойно, только если середнячков будет не менее двух третей населения. Так что это ИМ надо, чтобы НАМ жилось лучше, чем сейчас.
О будущем
Если серьёзно задаться целями, которые читатель описал в своём письме, то надо реанимировать кое-что из того, от чего мы отказались по доброй воле. Я имею в виду культуру, образование, здравоохранение и науку, благодаря развитию которых в СССР образовался какой-никакой, но средний класс. Какой бы нелепой ни была командно-плановая экономика, нельзя не согласиться с тем, что среди её толковых отпрысков была качественная технология планирования, как принято сейчас говорить, стратегия развития. Её главный плюс в том, что она позволяет тушить экономические пожары ещё до их появления. Главное — помнить: мы это умеем! Мы это уже делали! Только важно не скатиться снова в исчерпавшую себя командную систему. Планирование в XXI веке должно идти рука об руку с созданием стимулов для производства хоть каких-нибудь готовых изделий. И если мы не можем себе позволить, как во времена СССР, производить всё подряд, то надо сконцентрироваться на том, где мы ещё сильны: на авиаотрасли, судостроении, нефтеперерабатывающей отрасли и др. Для этого потребуется смена философии экономической политики. А значит, предстоит кропотливая, часто неблагодарная работа. Научно-технический потенциал советских времён близок к исчерпанию. Ещё немного — и многозначный проект «Сколково» будет не продолжением опыта поколений, а этаким нулевым циклом, будто раньше ничего и не было. А ведь очень бы не хотелось, чтобы Виктор Степанович вновь оказался прав.
Смотрите также:
- Александр Аузан: утечка мозгов из России - главный показатель их качества →
- Руслан Гринберг: Из кризиса мир может вытащить только Россия →
- Нефть: богатство страны или её беда? →