Владислав Иноземцев, д. э. н., научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества
За 18 лет производство грузовых автомобилей в РФ снизилось в 2,5 раза, станков для металлообработки — в 15 раз, гражданских самолётов — в 20 (!) раз. В десятки раз сократилось строительство новых автодорог. Между тем одними из приоритетов модернизации объявлены космические технологии, ядерная энергетика и информатика. Верный ли это путь?
О сомнениях
В большинстве стран, где уже прошла модернизация, она основывалась на секторах экономики, продукция которых могла бы быть конкурентоспособной на мировом рынке. Выбранные же Россией «приоритетные отрасли» очень специфичны. Во-первых, спрос на их продукцию зависит от политических факторов, и рынок малопредсказуем. Атомная энергетика, космонавтика во всех странах — под госконтролем, и потому, ориентируясь на эти сектора, мы всегда будем зависеть от политической конъюнктуры. Во-вторых, эти сферы не слишком быстро развиваются. В
Развитие этих отраслей не повысит и уровня жизни рядовых россиян (а это, на мой взгляд, должно быть залогом успеха модернизации). Ну увеличим мы долю атомной энергетики в стране с сегодняшних 16 до 20%. Ну будем высвободившийся (после замены атомной энергией. — Ред.) газ дополнительно за рубеж продавать. Но ведь новых производств, а значит, и новых рабочих мест не появится. А уж планы по «завоеванию» космоса в стране, где практически нет хороших дорог, кажутся ещё более оторванными от реальных народных нужд.
О них
Очевидно, что в плане модернизации России должны быть иные акценты. Но какие? Посмотрим на мировой опыт. Япония в своё время сделала ставку на автомобилестроение и производство бытовой техники. Южная Корея вытащила свою экономику с помощью электроники и судостроения. Сегодня там производится 50% всех судов мирового торгового флота. Одним из приоритетов модернизации Бразилии стало авиастроение. Всё это те сферы, рост в которых по цепочке передаётся другим отраслям экономики: включаются в работу металлурги, начинают развиваться предприятия по производству комплектующих и т. д.
У нас же строительством автомобилей, судов, самолётов пока рулят госкорпорации, и, несмотря на неоднократную критику в их адрес, в приоритеты модернизации эти отрасли почему-то не были включены.
О будущем
С другой стороны, среди официальных направлений новой «перестройки» всё же есть одно, с помощью которого наша экономика могла бы потихоньку выкарабкаться из ямы. Речь идёт об энергосбережении. Для того чтобы произвести тот или иной продукт, в России тратится в 2,1 раза больше энергии, чем в США, и в 3,6 раза — чем в Великобритании. Из-за нерационального использования, плохой инфраструктуры (дырявых труб. — Ред.) мы расходуем газа больше, чем Япония, Великобритания, Германия, Франция и Италия, вместе взятые! А их общий ВВП между тем в 13 раз больше российского.
Однако только сбережением энергии нашу экономику эффективной не сделать. Нужно снижать и другие издержки, которые ежеквартально растут на 85% отечественных предприятий! Так, в строительной отрасли только за три года
P.S. Ещё один вопрос: на какие средства проводить «перестройку»? Десяти миллиардов рублей, запланированных в госбюджете-2010 на цели деятельности комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики РФ, явно недостаточно. Здесь нам может пригодиться опыт Евросоюза. Там введены жёсткие стандарты производства и качества продукции. И, чтобы иметь возможность работать и получить доступ на рынок, бизнесу, хочешь не хочешь, приходится вкладываться в развитие производства.
Смотрите также:
- Россия в ВТО: нужно ли поддерживать слабые отрасли экономики →
- Как дать дорогу качеству? →
- В чём сила, брат? →