Экономику модернизируют — народ голодает? И смогут ли инновации вытащить нас из кризиса

   
   

Владислав Иноземцев, д. э. н., научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества

За 18 лет производство грузовых автомобилей в РФ снизилось в 2,5 раза, станков для металлообработки — в 15 раз, гражданских самолётов — в 20 (!) раз. В десятки раз сократилось строительство новых автодорог. Между тем одними из приоритетов модернизации объявлены космические технологии, ядерная энергетика и информатика. Верный ли это путь?

О сомнениях

В большинстве стран, где уже прошла модернизация, она основывалась на секторах экономики, продукция которых могла бы быть конкурентоспособной на мировом рынке. Выбранные же Россией «приоритетные отрасли» очень специфичны. Во-первых, спрос на их продукцию зависит от политических факторов, и рынок малопредсказуем. Атомная энергетика, космонавтика во всех странах — под госконтролем, и потому, ориентируясь на эти сектора, мы всегда будем зависеть от политической конъюнктуры. Во-вторых, эти сферы не слишком быстро развиваются. В 2000-е годы по сравнению с 1980-ми ежегодный ввод новых мощностей ядерных реакторов в мире снизился более чем в 5,4 раза, а доля трат на космические программы в бюджете тех же США по сравнению с 1970-ми гг. упала с 4,4-3,9 до 0,6-0,7%. Что касается информатики, то сложно предположить, что страна, которая вообще не представлена на рынке компьютеров, может стать инновационным лидером и потеснить тот же Microsoft.

Развитие этих отраслей не повысит и уровня жизни рядовых россиян (а это, на мой взгляд, должно быть залогом успеха модернизации). Ну увеличим мы долю атомной энергетики в стране с сегодняшних 16 до 20%. Ну будем высвободившийся (после замены атомной энергией. — Ред.) газ дополнительно за рубеж продавать. Но ведь новых производств, а значит, и новых рабочих мест не появится. А уж планы по «завоеванию» космоса в стране, где практически нет хороших дорог, кажутся ещё более оторванными от реальных народных нужд.

О них

Очевидно, что в плане модернизации России должны быть иные акценты. Но какие? Посмотрим на мировой опыт. Япония в своё время сделала ставку на автомобилестроение и производство бытовой техники. Южная Корея вытащила свою экономику с помощью электроники и судостроения. Сегодня там производится 50% всех судов мирового торгового флота. Одним из приоритетов модернизации Бразилии стало авиастроение. Всё это те сферы, рост в которых по цепочке передаётся другим отраслям экономики: включаются в работу металлурги, начинают развиваться предприятия по производству комплектующих и т. д.

У нас же строительством автомобилей, судов, самолётов пока рулят госкорпорации, и, несмотря на неоднократную критику в их адрес, в приоритеты модернизации эти отрасли почему-то не были включены.

   
   

О будущем

С другой стороны, среди официальных направлений новой «перестройки» всё же есть одно, с помощью которого наша экономика могла бы потихоньку выкарабкаться из ямы. Речь идёт об энергосбережении. Для того чтобы произвести тот или иной продукт, в России тратится в 2,1 раза больше энергии, чем в США, и в 3,6 раза — чем в Великобритании. Из-за нерационального использования, плохой инфраструктуры (дырявых труб. — Ред.) мы расходуем газа больше, чем Япония, Великобритания, Германия, Франция и Италия, вместе взятые! А их общий ВВП между тем в 13 раз больше российского.

Однако только сбережением энергии нашу экономику эффективной не сделать. Нужно снижать и другие издержки, которые ежеквартально растут на 85% отечественных предприятий! Так, в строительной отрасли только за три года (2005-2008 гг.) стоимость работ увеличилась в полтора раза, а прирост площади вводимых зданий — всего на 15%. Причём виной тому — не только растущие тарифы, например, на электроэнергию (рост 60% за три года) и повышение цен на стройматериалы (73%). Главная причина такого роста издержек — огромный теневой сектор российской экономики. Все неоправданные накрутки при производстве того или иного товара (за которые в конечном итоге заплатили мы с вами) в виде десятков миллиардов долларов осели на зарубежных счетах владельцев крупнейших компаний.

P.S. Ещё один вопрос: на какие средства проводить «перестройку»? Десяти миллиардов рублей, запланированных в госбюджете-2010 на цели деятельности комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики РФ, явно недостаточно. Здесь нам может пригодиться опыт Евросоюза. Там введены жёсткие стандарты производства и качества продукции. И, чтобы иметь возможность работать и получить доступ на рынок, бизнесу, хочешь не хочешь, приходится вкладываться в развитие производства.

Смотрите также: